Свт. Иоанн Шанхайский. О МОЛИТВЕ.

Архиепископ Иоа
́нн (в миру Михаил Борисович Максимо́вич;
Родился 4 июня 1896 года в местечке Адамовка Изюмского уезда Харьковской губернии (ныне Донецкая область) в дворянской православной семье.  + 2 июля1966, Сиэтл, США

Епископ Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ); архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Выдающийся иерарх и духовный лидер, миссионер, проявлявший, по свидетельствам очевидцев, случаи прозорливости и чудотворения.

10 июня 1934 года в русском Троицком храме в Белграде хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Антоний, который тогда же направил письмо архиепископу Димитрию (Вознесенскому), где писал:
«Как мою душу, как моё сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя – есть чудо аскетической стойкости и строгости».

В 1934 – 1951 гг. был епископом Шанхайским, затем – архиепископом Брюссельским и Западноевропейским.

    Во время жизни в Китае получил известность как благотворитель, был попечителем различных филантропических обществ. Организовал для сирот и детей бедных родителей приют во имя святителя Тихона Задонского – вначале в нём было восемь детей, а затем – уже сотни (всего воспитанниками приюта были около 3,5 тысяч детей). Епископ сам подбирал больных и голодающих детей на улицах шанхайских
трущоб и приводил их в приют. В жизнеописании владыки Иоанна сказано:

"Его любимцами были дети, которых он так охотно держал при себе. Он всегда интересовался ими, экзаменовал их, посылал им открытки и приносил подарки. Он мог смотреть им в глаза по несколько минут тем тёплым лучистым светом, который проникал в глубину души, и это было как объятие матери для младенца. Этот взгляд был незабываем. Тело этого аскета было как высохшая кора дерева, но каждый, кто встречался с ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле."

Много внимания уделял религиозному образованию, посещал тюрьмы, навещал больных в психиатрической лечебнице. Уже в этот период получили известность многочисленные случаи исцеления безнадёжно больных по его молитвам. Каждый день служил литургию
.
В быту владыка был неприхотлив: облачения носил из самой дешёвой ткани, обувался в сандалии на босу ногу, а зачастую и вовсе ходил босой, какая б ни была погода, отдавая обувку нищим. Он был истинный нестяжатель, последователь другого великого русского святого – преподобного Нила Сорского. Он был человек Божий.

Деятельность владыки Иоанна высоко оценивали не только многие православные люди, но и представители других конфессий. Сохранился рассказ о том, как в Париже католический священник говорил своей пастве, что и в современном мире есть чудеса и святые, доказательством чего является ходящий по парижским улицам русский святой Иоанн Босой (saint Jean Pieds Nus) – он имел в виду владыку Иоанна.

Не соглашался с теми, кто называл Московскую патриархию «советской церковью» или «красной церквью»:
«Понятно, когда употребляют выражение «советская церковь» обыватели, плохо знакомые с церковным языком, но оно неподходяще для ответственных и богословских разговоров. Когда вся иерархия Юго-западной Руси перешла в Униатство, то Церковь продолжала существовать в лице верующего православного народа, после многих страданий восстановившего свою иерархию. Посему правильнее говорить не о «советской церкви», каковой в правильном понимании слова «Церковь» не может быть, а о иерархии, находящейся в услужении советской власти. Отношение к ней может быть такое же, как и к другим представителям той власти. Их сан даёт им возможность действовать с большим авторитетом и подменять голос страждущей Русской Церкви и вводит в заблуждение тех, кто от них думает узнать о действительном положении Церкви в России. Конечно, среди них есть и сознательные предатели, и просто не находящие в себе силы бороться с окружающей средой и идущие по течению, – то вопрос их личной ответственности, но в целом то аппарат советской власти, власти богоборческой. Являясь с одной в богослужебной области иерархией, ибо благодать действует независимо от личного достоинства, в области общественно- политической она является прикрытием советской богоборческой деятельности. Посему находящиеся за Рубежом и становящиеся в ея ряды становятся сознательными пособниками той власти."

Скончался 2 июля / 19 июня 1966 года во время молитвы в своей келье во время своего посещения Свято-Николаевского прихода в Сиэтле перед Курско-Коренной чудотворной иконой Божьей Матери. Тело 6 дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой. Останки свт. Иоанна Максимовича не подверглись тлению и находятся открыто в усыпальнице собора. Комиссия по канонизации, осматривавшая мощи владыки Иоанна, нашла что они похожи на мощи Киево-Печерской Лавры и православного Востока.

После его кончины многие верующие письменно подтвердили факты чудес, которые были совершены по молитве владыки Иоанна
.
Прославлен Русской зарубежной церковью в лике святителей 2 июля 1994; прославлен Архиерейским Собором РПЦ МП 24 июня 2008 года (Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец).
Память совершается 19 июня (2 июля) – день кончины; 29 сентября (12 октября) – обретение мощей
.


Многие молятся… Прибегают к Богу в различные минуты своей жизни, не только под влиянием тяжелых переживаний, но и в радости, от избытка светлых чувств. Нередко — в начале какоголибо дела; реже — в конце. Молятся внезапно, устремляясь к Создателю своему в порыве благодарения или покаяния. Молятся методично, по утрам и вечерам. Молятся более продолжительно — в храме.

Разнообразны слова, с которыми человек обращается к Богу; велики оттенки чувств; различна сила устремления; несходна степень веры… А между тем, все человечество объединяет великая и страшная, по силе своей ответственности, молитва: в ней соединяются все возрасты и поколения, все осколки падшего и расколовшегося человечества, — люди разных народов, убеждений, мыслей, состояний. Если мир не распался, еще стоит и держит на себе человека, это оттого, что со всех концов мира, со всех его гор и от всех его бездн поднимается молитва к Богу, вздох Его творения.

Что такое молитва? Это — разговор с Богом. Люди почитают себя счастливыми и всю жизнь помнят случаи, когда им удается поговорить с какимлибо выдающимся, высоким по своему положению или таланту человеком, с мировым именем. Сколь более, казалось бы, должны люди ценить разговор с Тем, Кто создал всякую высоту и значительность в мире. Казалось бы, какой трепет подлинной радости должно было бы вызывать осознание возможности непосредственного обращения к Единому, истинному Хозяину неба и земли… Но мало и очень глухо сознают люди эту близость Божию.

Что обычно ценится в молитве? Ценят возможность попросить чтонибудь у Хозяина всего. Избежать болезней, страданий, опасности, смерти — своей или близких людей. Ценят возможность получить какоелибо осязаемое благо, ценимое в мире — так называемое счастье: мирную семью, близкого человека, хороших детей, удачно сложившуюся обстановку, приятную работу, здоровье, то или другое
дело. Но не только земные нужды влекут человека к Богу.

Многие люди понимают, что все материальное надо крепко предавать в руки Божии, не слишком заботясь о нем. Остальное все «приложится», сказал Господь. И, веря в это, многие верующие люди ищут и просят в молитве только ценностей духовных: самой молитвы, терпения, любви, кротости, смирения, веры, чистоты, правды. Просят узнать и услышать волю Божию и, услышав, исполнить ее. Затем, зная волю Божию, просят сил себе на исполнение этой воли.

Достойна почитания высокая, не материальная цель молитвы. Особенно молитвы за других. Но и в своих простых материальных запросах люди, прибегающие к молитве как дети, получают ее плод, хотя и не всегда тот, который они просят.

Самая же высокая молитва это та, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием — как можно ближе придвинуться к Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое. Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить, Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви. Исканием молитвы ради самой молитвы может быть наполнено всякое человеческое прошение к Богу, одухотворена всякая молитва. Земной повод к ней есть лишь второстепенное обстоятельство. Сердцем же молитвы остается радость — поговорить, пообщаться, излить все тревоги, все сомнения, все радости свои — Единому, Вселюбящему, Премудрому и Всезнающему Отцу.

Лепет ребенка угоден Ему. Господь принимает все прошения человеческие, как бы малы и ничтожны они ни были, если сердце человеческое радуется и трепещет, предстоя перед лицом Владыки. Все малое делается великим в этом предстоянии. Все несовершенное делается совершенным.


Не смущайтесь величиной или ничтожеством ваших прошений, но ищите, прежде всего, не то, что вы хотите просить, а Того, Кого вы хотите просить. Недостойны просьбы лишь тех, которые Господа любят меньше, чем ту вещь или дело, о которых они просят. Если же вы любите Господа больше всего, то благословенно всякое прошение ваше, и великое и малое, и всякая просьба ваша исполнится, а та, которая по Божией воле не исполнится, принесет вам большее благо, чем та, которая исполнится. И всегда плод великий остается в нашей душе от молитвы, — мы восходим на небо, к Творцу светов, и падает на наше сердце божественный угль серафимовой благодати…

Песнь молитвенного предстояния

Правило молитвенного умирания, каждое слово которого должно отзываться в сердце и в безвидности ума:

Господи, Ты — Единая Истина,

Господи, Ты — Единая святыня,

Господи, Ты — Единое блаженство,

Господи, Ты — Единая правда,

Господи, Ты — Единая Жертва за наши грех
и,

Господи, Ты — Единое Сияние в нашей тьме,

Господи, Ты — Единая наша Жизнь.

Алчу и жажду, Господи, Твоей святыни!

Алчу и жажду, Господи, Твоего мира!

Алчу и жажду, Господи, Твоей чистоты!

Алчу и жажду, Господи, Твоей Истины!

Алчу и жажду, Господи, Твоего Царствия!

Алчу и жажду, Господи, Твоего Света!

Алчу и жажду, Господи, Твоей премудрости!

Алчу и жажду, Господи, Твоей благодати!

Алчу и жажду, Господи, Твоей воли!

Алчу и жажду, Господи, Твоего Духа!


Алчу и жажду, Господи, Твоей Жизни!

Алчу и жажду, Господи, Твоей Милости!

Господи, Господи, водами Твоими небесными напой меня,

Господи, Господи, пищею Твоею нетленною напитай меня,

Господи, Господи, Словом Твоим научи меня,

Господи, Господи, силою Твоею укрепи меня,

Господи, Господи, милостью Твоею возрасти меня,

Господи, Господи, Духом Твоим созижди меня,

Господи, Господи, нищего приими меня во Царствие Твое.

Отрекаюсь, Господи, от суеты моей,


Отрекаюсь, Господи, от лукавства моего,

Отрекаюсь, Господи, от лености моей,

Отрекаюсь, Господи, от косности моей,

Отрекаюсь, Господи, от гордыни моей,

Отрекаюсь, Господи, от тщеславия моего,

Отрекаюсь, Господи, от маловерия моего,

Отрекаюсь, Господи, от малодушия моего,

Отрекаюсь, Господи, от нечистоты моей,

Отрекаюсь, Господи, от всех страхов моих,

Отрекаюсь, Господи, от всех внушений диавольских,

Отрекаюсь, Господи, от всех похотей мира сего!

Господи, Господи, подыми меня,

Господи, Господи, уврачуй меня,


Господи, Господи, обнови меня,

Господи, Господи, озари меня,

Господи, Господи, освяти меня,

Господи, Господи, даруй мне умереть в Тебе,

Господи, Господи, даруй мне воскреснуть в Тебе!

(УТРОМ)

Господи, да будет этот день — благодарением Тебе,

Господи, да будет этот день — послушанием Тебе,

Господи, да будет этот день — служением Тебе,

Господи, да будет этот день — славословием Тебе,

Господи, да будет этот день — во благодати Твоей,

Господи, да будет вся жизнь моя во благодати Твоей,

Господи, да будет последняя минута моя во благодати Твоей святой.

(ВЕЧЕРОМ)

Господи, да будет эта ночь покоем в Тебе,


Господи, да будет эта ночь молитвою к Тебе,

Господи, да будет эта ночь укреплением в Тебе,

Господи, да будет эта ночь благодарением Тебя,

Господи, да будет эта ночь во благодати Твоей,

Господи, да будет вся жизнь моя во благодати Твоей,

Господи, да будет последняя минута моя во благодати Твоей святой.

Господи, Господи, ничто меня не радует, — только Твой Свет,

Господи, Господи, ничто меня не радует — только любовь Твоя,

Господи, Господи, ничто меня не радует, — только прощение Твое,

Господи, Господи, ничто меня не радует, — только упокоение в Тебе,

Господи, Господи, ничто меня не радует, — только молитва к Тебе,

Господи, Господи, ничто меня не радует, — только любовь к Тебе.

Господи, Господи, даруй мне, чтоб я был, как молитва к Тебе идущая,

Господи, Господи, даруй, чтоб я был, как песнь Тебе звучащая,

Господи, Господи, даруй, чтоб я был, как вздох к Тебе устремляющийся,

Господи, Господи, даруй мне, чтоб я был, как покаяние Тебе принесенное,


Господи, Господи, даруй мне, чтоб я был, как сердце к Тебе открытое,

Господи, Господи, даруй мне, чтоб я был, как жизнь в Тебе успокоившаяся,

Господи, Господи, даруй мне, чтоб я был, как создание Твое, Тебя нашедшее.

АМИНЬ.
Январь, 1944 г.