Начало Катакомбной Церкви:  епископы, не признавшие власть митр. Сергия - 1.
Архиепископ Кирилл (Смирнов)
Митрополит Кирилл
Митрополит Кирилл  в  ссылке
Митрополит Кирилл. Тюремная фотография незадолго до расстрела
Епископ Арсений (Жадановский)
Епископ Арсений (Жадановский)
Святейший Патриарх Тихон у митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского) в Николо-Угрешском монастыре. Рядом с ним (слева направо) священномученники: епископ Серпуховской Арсений (Жадановский), архиепископ Балахнинский Евфимий (Елисеев), с цветами - епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) и крайний справа епископ (впоследствии архиепископ) Звенигородский Николай (Добронравов).
Архиепископ Зиновий (Дроздов)
Епископ Серафим (Звездинский)
Епископ Серафим (Звездинский)
Священник Аркадий Остальский
Аркадий (Остальский), еп. Лубенский
Епископ Аркадий (Остальский). Следственный изолятор.
Поселок Кремль. Соловки. 1931 год
Еп. Аркадий (Остальский). Тюремная фотография.  1937 г.
Архиепископ Афанасий (Сахаров), 1950-е гг.
Архиепископ Афанасий (Сахаров).
Тюремная фотография.
Архиепископ Афанасий (Сахаров) в ишимской ссылке 1942-43
Архиепископ Афанасий (Сахаров), Петушки, 1962 г.
Епископ Феодор (Поздеевский)
Архиепископ Феодор (Поздеевский)
Архиепископ Феодор (Поздеевский)
Еп. Гавриил (Абалымов)
Епископ Дамаскин (Цедрик)
Епископ Дамаскин (Цедрик)
Еп.Иоасаф (Удалов). Тюремная фотография. 1937
Донской монастырь. Вынос тела Святейшего Патрирха Тихона после отпевания. (Слева направо, на переднем плане): архиепископ Борис (Соколов), епископы Афанасий (Сахаров), Августин (Беляев), Иларион (Бельский), Иоасаф (Удалов), Амвросий (Полянский)
Епископ Парфений (Брянских). Тюремная фотография, 1934 г.
Еп.Виктор. Вятская тюрьма 1922
Епископ Бежецкий Григорий (Козырев),
священники Иоанн (слева от него), Василий (справа)
и Николай (крайний справа) Козыревы. Бежецк. 1930-е годы
 
Составлено в 1977 году  для первого издания книги "Трагедия Русской Церкви.1917-1945."  по данным словаря митрополита Мануила и др. доступным тогда источникам. Сведения из более поздних публикаций не добавлялись.  

Следует учитывать "эзоповский язык" митрополита Мануила, вызванный обстоятельствами времени. Так, выражение "епархией не управлял", как правило, означает - был  в тюрьме, лагере или ссылке; "обитель Зосимы и Савватия" - Соловецкий лагерь: "сведений о дальнейшей судьбе не имеем" - расстрелян или погиб в лагере. Эти выражения я сохраняю без изменений.      Л.Р. 2008г.         

   

1.
Митр. Кирилл (Смирнов)
Родился  26 апреля 1963 г. в СПб епархии.  
1887: окончил  СПб  Духовную Академию,  канд.  богословия.   Законоучитель    Елизаветпольской   гимназии.
1887:  21 ноября  – рукоположен во священника. Служил в Петербургской         
            Воскресенской церкви общества трезвости (у Варшавского вокзала).
1894:  законоучитель 2-й СПб гимназии.
1900:   настоятель Кронштадтской Троицкой церкви.
1902: овдовел, 10 мая пострижен в монашество. Имя Кирилл дано по его настойчивой    просьбе в честь учителя Словенского. Начальник духовной миссии в Урмии.    Архимандрит.
1904:   6 авг. хиротонисан во епископа Гдовского, вик. СПб епархии. Ввел всенародное   пение в Александро-Невской лавре. Иоанн Кронштадтский перед смертью просил,   чтобы его отпевал еп. Кирилл.
1910:  еп. Тамбовский и Борисоглебский.
1913:    6 мая  – архиепископ.
1914:  проявил инициативу в прославлении Св. Питирима Тамбовского.
    Характеризуя настойчивость и независимость митр. Кирилла, рассказывают, как,   совершая однажды Крещенское богослужение в присутствии царской фамилии,   он отказался выполнить требование министра двора и освящать кипяченую воду.   Вода, как принято, была освящена речная.
    Будучи монархистом, никогда не одобрял погромных настроений, никогда не разрешал никаких эксцессов.
    Большую часть времени проводил в объездах своей обширной епархии, появлялся всегда внезапно, когда его не ждали. В проповедях проявлял хорошее знание народной жизни: пьянство, матерщина, предубеждение против грамотности и школьного обучения обычный  круг его тем. Просвещение народа в духе Православной Церкви  – было его основной жизненной целью.
К духовенству требователен  – стоило ему заметить, что два диакона разговаривают во время богослужения, как их имена сразу появились в приказе по  епархии  в  “Тамб. Еп.  Вед.”.              
Человек живой, практичный, чуждый рутине. Узнав, что несколько   тяжелобольных прихожан не могут посещать собор, установил у них на квартирах и в соборе телефоны, чтобы они могли слушать службу в постели.
Занимался широкой благотворительностью. Один из самых деятельных участников Поместного Собора 1917-18 гг. Возглавлял делегацию Собора к А.Ф.Керенскому с требованием о восстановлении патриаршества, избран на Соборе членом Синода, один из 25 кандидатов в Патриархи.
1918: середина  – митр. Казанский и Свияжский.
1922: апрель – арест и ссылка в Красноярскую область.
1924: лето  – встреча с Патриархом Тихоном, которого убеждает
прекратить попытку примирения с Красницким.
1925:  встреча с Тучковым, отказ от легализации на условиях НКВД.
1930:   15 февраля – устранение митр. Кирилла митр. Сергием и его Синодом от управления епархией, с правом священнослужения с разрешения  епарх.  архиереев  с  поминанием  местного православного архиерея.
1934: январь, февраль  – две поездки к митр. Кириллу еп. Ржевского Палладия (Шерстенникова) для переговоров о примирении с митр. Сергием.
1934: весна  – проживал в г. Гжатске,  вел активную деятельность по организации "непоминающих". Очевидец  рассказывал  нам (Л.Р.), что в это время митр. Кирилл  ему говорил: "Филадельфийская Церковь  –  это не мы, а те, которые придут после нас".
Умер в августе 1941 г. (митр. Мануил),  в 1944 г. (Левитин  и  Шавров).
 
 
II. Мечевская группа
Еп. Арсений (Жадановский)
Родился ок. 1874 г. в Харьковской епархии.
10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он оказался самым малым по росту.  Приехал,  – вспоминает он о себе,  – к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архиеп. Харьковский. Нас, учеников, в активом зале выстроили в ряды. Владыка-архиепископ, проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между другими маленького ученика, вывел меня на середину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: "Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем". Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания". После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 г. и был определен на должность надзирателя-репетитора в духовное училище, а затем преподавателя Осиновской  церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей), и он решил стать священником в своем родном крае. Но Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадскому с просьбой помолиться о болящем отце и том, какой избрать ему жизненный путь.
Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а его благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия и в 1899 г. поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь. Здесь он приложился к раке святителя Алексия. Когда он подходил, то почувствовал необыкновенную отраду и утешение, и показалось ему, что раку св. мощей окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение. О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим.
В 1902 г. рукоположен во иеромонаха.
В 1903 г. он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году - наместником этой обители с возведением в сан архимандрита.
Митрополит Владимир скоро оценил духовные дарования и административные способности нового наместника. И, действительно, за время пребывания в этой должности архимандрит Арсений сделал много полезного для монастыря, обратив эту обитель в рассадник духовного просвещения для всей Москвы. Своим истовым служением он всегда привлекал большое число молящихся  в  Чудов монастырь. Идя навстречу духовным потребностям богомольцев, он предпринял издание "Духовных Дневников", которые ценились верующими людьми за свою содержательность. Помимо этого, архим. Арсений занимался изданием разных брошюр нравственного содержания. За последние три года пребывания в монастыре он, при участии миссионера Айвазова, начал издание для народа специальной религиозно-просветительной литературы   под  названием "Лепта обители Святителя Алексия". Эта "Лепта" вышла в десятках тысяч экземпляров и разошлась по всему лицу Русской земли. С 1912 года архим. Арсений, при участии того же миссионера, стал издавать журнал "Голос Церкви". Этот журнал считается одним из наиболее живых и содержательных богословских ежемесячников. Сам архимандрит принимал в нем не только редакционное, но и литературное участие. Дороги были сердцу будущего святителя нужды Русской православной миссии. Он открыл при Чудовом монастыре отдел Камчатского миссионерского братства и всегда откликался на нужды Московского братства Святителей Московских, не раз пригревал его собрания под кровлей Чудова монастыря.
Архимандрит Арсений проявил себя и как администратор. За немногие годы управления Чудовым монастырем он возвысил иноческую жизнь в обители и значительно улучшил материальное положение братии. С назначением его на пост епископа, он сохранил связь с  Чудовым  монастырем, т.к. кроме пребывания в нем сохранил и звание наместника.
8 июня 1914 года в Алексеевском храме Чудова монастыря состоялась хиротония архим. Арсения во епископа Серпуховского, пятого викария Московской епархии. Хиротонию совершили: митр. Московский Макарий, управляющий Московским Донским монастырем архиеп. Алексий, еп. Пермский Палладий и другие епископы.
В ноябре 1916 г. переименован в четвертого викария Московской епархии.
     В 1923 г. упоминается еще епископом Серпуховским.
     С 1923 г. епархией не управлял, но проживал в подмосковных монастырях, затем в Понетаевском и Дивеевском монастырях, а после их закрытия (1927 г.) снова под Москвой, на даче.
     В последние годы с 1927 г. переехал на жительство в г. Арзамас.
     Состоял с 1927 г. в скрытой оппозиции к Московской Патриархии, не принимая назначений и не выступая на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному еп. Серафиму (Звездинскому). "Много огорчений причинял этим покойному Патриарху (тогда митрополиту) Сергию",  – пишет митр. Мануил.
Еще с первых лет своей жизни в Чудовом монастыре "старчествовал". Имел много почитателей в Москве и за Москвой. Проживая в Арзамасе и под Москвой, он постепенно сокращал круг своих активных почитателей, замыкаясь и изолируя себя от общения с широкими массами верующих. Духовный писатель. Помещал свои статьи в журнале "Голос Церкви" и др. церковно-богословских журналах. Оставил печатные дневники за целый ряд лет (оттиски из "Голоса Церкви", сборник рукописей: семь воспоминаний об известных в годы проживания его в Москве (1904-1923 гг.) церковных деятелях, лично ему известных. Сюда вошли следующие биографии: строителя Зосимовой пустыни схиигумена Герасима,   великого старца той же пустыни слепца  иеросхимонаха Алексия, воспоминания об о. Иоанне  Кронштадтском, черты из жизни четырех известных в Москве настоятелей московских церквей, отцов протоиереев Алексея Мечева (с Маросейки), Василия Постникова, Николая Смирнова (Кадашевского) и Александра Стефановского. Сохранилась еще его интересная переписка с родными и вторая глава его автобиографии. Все эти рукописи отпечатаны и в настоящее время составляют в переплете объемистую книгу.
"Как составленные им биографии, так и его автобиография и переписка будут помещены в качестве приложения к Каталогу в особом томе",  – обещает митр. Мануил (у нас этого тома нет - Л.Р.).
Труды:
  1. "Преподобный Макарий 
   Египетский".  Москва, 1911.
  2. "Гефсимания" (Краткие 
   сведения о Гефсиманской 
   женской общине).  М. 1911.
3. Духовный дневник. "Голос Церкви", 1912-16 гг. и отд. изд..  Москва,
     1910-12 гг.
4. К годовщине прославления святителя Иоасафа Белгородского. "Голос Церкви", 1912, сент.
5. Светоч Православной Церкви Христовой  – преп. Макарий
  Египетский. "Голос Церкви", 
         1913,  февраль-март.
    6. Акафист преподобному   Арсению.
7.Творения преп. Макария Египетского в их систематическом изложении. "Голос Церкви",1913, апрель-декабрь
8. Духовная беседа. "Голос Церкви", 1914, янв., стр. 30-37.
9. Доброе житие. "Голос Церкви", 1914, янв., стр. 33-47. Отд. изд. М. 1914.
10. Древне-христианская практика причащения Св. Тайн, в связи с современной  – в Православной Церкви. "Голос Церкви", 1914, февраль, март, апрель.
11. О священстве. "Голос Церкви", 1914, май, стр. 41-60.
12. Речь при наречении его во епископа Серпуховского, вик. Московской епархии. "Голос Церкви", 1914, сент., стр. 19-26.
13. Речь, сказанная в Московской Городской Думе 22 июля 1914 г., перед открытием чтения для рабочих. "Голос Церкви", 1914, окт., стр. 22-2.3.
14. Речь, сказанная в Моск. Политехническом Музее 22 авг. 1914 г. перед открытием чтения для рабочих. "Голос Церкви", 1914, окт., стр. 24-27.
15. Речь на современные темы. "Голос Церкви", 1915, янв., стр. 60-64.
16. "Воспоминания о семи церковных деятелях" (рукопись).
17. Автобиография (рукопись).
     
      "Церковные Ведомости" 1914, №22, стр. 257, 261.
"Церковные Ведомости"     1916,  №50, стр. 434.
"Приб. к Церк. Вед."            1914, № 24, стр. 1096.
  "Голос Церкви"                    1914, июнь, стр. 213-215.
   "Голос Церкви"                   1914, сент., стр. 20-22.
 
"Состав  Св. Правосл. Синода  и  Российской  Церкви  Иерархии  на  1917 г." стр. 22-23.
Рукописные фонды: Патриарха Сергия (ФПС) и архиепископа Мануила (ФАМ).
Примеч. Л.Р.: А.Э.Левитин сообщает, что в 1962 г. он имел сведения, что арх. Арсений еще жив.  Мы имеем сведения, что он был еще жив в 1968 г.: отцы Н.Эшлиман и Г.Якунин были с ним в переписке, причем заслуживающий доверия свидетель подтверждал, что письма приходят именно от него.
 
Арх. Зиновий (Дроздов)
Родился 14 июля 1875 г.
В 1897 г. окончил Костромскую духовную семинарию и рукоположен
в сан иерея. Овдовел.
     В 1904 г. окончил СПб духовную академию со степенью канд.
богословия.
      В 1903 г., будучи на 4-м курсе, пострижен в монашество и
рукоположен во иеромонаха. 14 авг. 1904 г. командирован Св. Синодом иереем
на госпитальное  судно "Орел"
23 сент. 1905 г. назначен преподавателем в Вятскую дух. семинарию.
28 сент. 1906 г. –  смотритель Кутаисского дух. училища.
   С 14 июля 1907 г.  – правитель канцелярии экзарха Грузии.
   12 сент. 1907 г. возведен в сан архимандрита.
    С 13 июля 1908 г. –  смотритель Екатеринбургского духовного
училища.
   С 22 янв. 1909 г.  – ректор Кишеневской дух. семинарии.
   11 дек. 1911 г. хиротонисан во епископа Измайловского, вик.
Кишеневской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе
Александро-Невской лавры.
   С 17 янв. 1913 г.  – еп. Козловский, вик. Тамбовский епархии.
   С 5 июня  – врем. упр. Орловской епархией, оставаясь еп.
Козловским.
    С 22 мая 1918 г. –  еп. Тамбовский и Шацкий.
В 1920 г. возведен в сан архиепископа.
С 1923 г. епархией не управлял.
Скончался после 1927 г.
(Упоминается в составе "Мечевской группы" в  диссертации И.Снычева - Л.Р.). Им  написана книга "С эскадрой до Цусимы", Вятка, 1906 г.
 
Еп. Серафим (Звездинский)
В 1908 г. окончил Моск. Дух. Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Вифанской дух. семинарии. Пострижен в монаха и рукоположен во иеромонаха, очевидно, в академии.
С 21 сент. 1912 года перемещен на должность преподавателя гомилетики, литургики и практич. руководства пастырей в Моск. дух. семинарии.
С 27 мая 1914 г.  – архимандрит и помощник наместника Московского Чудова монастыря.
Утвержден в должности столичного наблюдателя церковных школ Москвы.
15 декабря 1919 г. хиротонисан во еп. Дмитревского, вик. Московской епархии.
     С 1927 г. находился в оппозиции против митр. Сергия. Вместе со своим другом архиеп. Арсением (Жадановским) жил в Екатерининской женской пустыни до ее закрытия. Категорически отказался от предложенной ему митр. Сергием в 1927 г. кафедры. Год смерти неизвестен.
 
Еп. Аркадий (Остальский)
     Год и место рождения неизвестны. Окончил Волынскую дух. семинарию.
Был настоятелем Св. Николаевской единоверческой церкви в Полтаве.
В 1920-25 гг. проживал в Житомире. После развода с женой принял монашество и возведен в сан архимандрита. Пользовался любовью житомирцев.
15 сент. 1926 г. хиротонисан во епископа Лубенского, вик. Полтавской епархии. "Состоял в тайной оппозиции митр. Сергию, придерживаясь взглядов т.н. "мечевской" группировки, но заметно себя не проявлял".
В 1937 г. назначен еп. Бежецким. Назначение не принял. Известен как замечательный проповедник. Скончался в 40-х годах неизвестно где.
Имеются сведения, что он написал практическое руководство проповедника. "Автор многих оригинальных богословских сочинений (в рукописях). Особенно хорошо написана его работа о церковном красноречии. Большая часть его сочинений погибла при переездах"
    
 
   Еп. Афанасий (Сахаров)
Далее  приведена автобиография  еп. Афанасия
Даты  и  этапы  моей  жизни”:
 
Родился 2 июля 1887 г.
Шуйское духовное училище 1896-1902 гг.
Во 2-м классе переэкзаменовка.
В 3-м классе сидел 2 года.
Начал прислуживать в алтаре, вероятно, во всенощной в субботу 21 августа 1899 г.
Посвящен в 1 степень клира  – в чтеца 6 мая 1907 г.
В  каникулярное  время  прислуживал  при  архиерейском
богослужении.
    Рипидоносцем и иподиаконом 1903-1906 гг. непрерывно во все
время.
То же:  август 1906  – сентябрь 1908 г.
Московская Духовная Академия: 1908 – 1912 гг.
Пострижен в монашество 12 октября 1912 г.
Посвящен в иеродиакона 14 октября 1912 г.
Посвящен в иеромонаха 17 октября 1912 г.
Преподаватель Полтавской Духовной семинарии: октябрь 1912 г. –
сентябрь 1913 г.
Преподаватель Владимирской Духовной семинарии 1913 – 1918 гг.
Член Поместного Всероссийского Собора по избранию от
Монашествующих, помощник заместителя:  январь – сентябрь 1918 г.
    Наместник Владимирского Рождественского монастыря 1920 – 1921 гг.
    Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 г.
    Настоятель Боголюбовского монастыря 18 июня 1921 г.
    Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 г.
    Арестован и препровожден в рев. трибунал 17 марта 1922 г.
    Освобожден 22 марта 1922 г.
    Арестован в Великую среду 30 марта 1922 г. (митрополит Сергий, архиепископ Павел, епископ Василий).
    Показательный суд в связи с изъятием церковных ценностей 27 мая 1922 г.
    Приговорен к одному году, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г.
    Арестован 15 июля 1922 года (епископ Серафим, прот. Мирт.? - Л.Р.)
Освобожден 25 июля 1922 г.
    Арестован 10 сентября 1922 г. (архиеп. Никандр, архиеп. Фалдей, епископ Корнилий, Домиоз, Николай, Василий, протоиерей Глаголев, игумен Филарет, свящ. С.Дурылин, Дулов, протоиерей Благовещенский (Ковров), Константин (Суздаль).
     Приговор: 2 года ссылки в Зырянский край, считая с 14 ноября 1922 г.
Тюрьмы:  Владимирская,  Московская,  Таганская  (епископ Феодосии), Вятская.
Этапы (еписк. Серафим, епископ Николай) 10 сентября 1922 г. - 15 мая 1923 г.
В Зырянском краю Усть-Сысольск, г. Усть-Вымь, с. Корчемье (митрополит Кирилл, архиепископ Фаддей, епископ Николай, протоиерей Богданов, архиепископ Неофит). В народном суде пересуд по делу о ценностях, 1 год заключения. За давностью дело прекращено, апрель 1924 г.
В Зырянском краю без приговора сверх срока  – с 14 ноября 1924 г. по 20 января 1925 г.
      Возвратился во Владимир на церковное делание, февраль 1925 г. 
     Арестован в Гавриловом Посаде 8 сентября 1925 г. при поездке по епархии и препровожден во Владимир для выяснения личности - 9 сентября 1925 г.         
     Освобожден 10 сентября 1925 г.
     Арестован 2 января 1926 г. Освобожден 2 марта 1926 г.
Предложено уехать из Владимира или прекратить управление епархией. Отказался оставить вверенную ему епархию  – декабрь 1926 г.
Арестован 2 января 1927 г.
      Московская внутренняя тюрьма: 3 января-ЗО апреля 1927 г. 
      В одиночке с митрополитом Сергием 23-28? (апреля - Л.Р.). За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Сграгородским,  –  3 года Соловецких лагерей.   
    Ленинградская пересыльная тюрьма  – май 1927 г.
    Соловецкие лагеря  – Разноволока, Чула Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож.
   Арестован 23 декабря 1929 г.
    Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 г.
    Возвращен на Попов Остров 1 января 1930 г. 
    Болел сыпным тифом в январе-феврале 1930 г.
    В Соловецких лагерях по приговору:   июнь 1927 г. – 2 января 1930 г.
    Без приговора сверх срока: 2 января – 23 февраля 1930 г.
     Этапирован в Туруханский край на 3 года.
     Тюрьмы: Ленинградские Кресты, Новосибирская, Красноярская пересыльная и внутренняя (митрополит Кирилл):  23 февраля – 23 апреля. Гор. Красноярск, Енисейск, Станки, Туруханск, Мельничное, Селиваниха, Пунково  –  1930 г.
Арестован в январе 1930 г., просидел в туруханской  каталажке (2 – 2,5  недели):
январь-февраль 1932 г.
Освобожден в феврале 1932 г.
  В Туруханском крае по приговору 30 апреля 1930 г. –  2 января 1933 г.
     Без приговора сверх срока: 2 января – 6 августа 1933 г.
     Возвратился во Владимир, был на свободе, но не служил: август 1935 г.  –  18 апреля 1936 г.
Арестован (арх. Сергий Гришин, арх.Филипп Гум., Ювеналий): 18 апреля 1936 г.
     Приговорен к 5 годам Беломорско-Балтийских лагерей.
     Тюрьмы: Владимирская, Ивановская, внутренняя и пересыльная, Ярославская, Вологодская, Ленинградская пересыльная, Беломорские лагеря: ноябрь 1936-июнь 1941 г.
Работал инкассатором. За похищенные у меня деньги 1000 рублей взыскана с меня эта сумма и добавлено срока 1 год: декабрь 1936 г. – январь 1937 г.
Работал на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги, бригадиром лаптеплетной бригады.
Арестован (без предъявления какого-либо обвинения. По милости Божией избежал великой опасности) и заключен в штраф-изолятор:  август – октябрь 1937 г.
    Освобожден и возвращен на ? в конце октября 1937 г.
    Арестован без предъявления обвинения и заключен в штраф-изолятор в начале ноября 1937 г.
     На майские праздники 1938 г. заключен в штраф-изолятор.
     В начале войны этапирован в Онежские лагеря пешком около 400 км, июнь-июль 1941 г.
В заключении был   по приговору: 18 апреля 1936 г.  – 18 апреля 1942 г.,;  без приговора сверх срока: 18 апреля 1942 г. – З0 июня 1942 г.
Бессрочная ссылка в Омскую область. Совхоз Голышманово  – ночной сторож на огороде: июль –  ноябрь 1942 г.
Г. Ишим: декабрь 1942 г. – ноябрь 1943 г.
Арестован 7 ноября 1943 г.
Тюрьмы:   Ишимская,   Омская,   Московские:   внутренняя Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская:  ноябрь 1943 г. – июль 1944 г.
Сибирские лагеря,  полевые работы: август – сентябрь 1944 г.
    Ассенизатор: сентябрь 1944 г. – август 1946 г.
    Арестован 30 августа 1936 г.
    Мариинский пересыльный аункт, Московские тюрьмы –  внутренняя, Бутырская, Краснопресненская: август – сентябрь 1946 г.
    Темниковские лагеря  – плетение лаптей.
    Дубровлаг  – инвалид безработный.
    В заключении по приговору: 9 января 1943 г. – 9 ноября 1951 г.
    Без приговора сверх срока: в лагерях 9 ноября 1951 г. – 18 мая 1954 г.
    В Зубово-Полянском доме инвалидов: с 18 мая 1954 г. неизвестно до каких пор.
   Сверх срока в заключении: 3 года 4 месяца 22 дня.
   27 июня 1954 г. иполнилось 33 года архиерейства.
   За это время: на епархиальном служении 33 месяца.
   На свободе не у дела 32 месяца.
   В изгнании 76 месяцев.
   В узах и горьких работах 254 месяца.
   Обычно в жизни бывает: чем больше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовью, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (по 30 посылок в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь своею милостью благодетелей моих. Верю: услышат они  во оный день: приидите, благословленные Отца Моего... В темнице был Я  и  вы  посетили  Меня.          Еп.Афанасий.                                                                                              
Краткая автобиография еп. Афанасия: "Даты и этапы моей жизни" была напечатана в Вестнике РСХД, №81, 1966 г., стр. 13-17. Более подробные сведения о нем изложены в статье "Крестный  путь  преосв. Афанасия Сахарова". Вестник РСХД, 1973, М 107, стр. 170-211.
 
Приводим окончание статьи о нем в "Словаре" митр. Мануила:
"...Последние годы жизни еп. Афанасия в Петушках были годами затвора и ученого подвижничества. Несмотря на преклонный возраст и перенесенные труды и болезни, он с юношеским рвением трудился над исследованием нашего православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд "О поминовении усопших по  Уставу Православной Церкви". Как знаток богослужения Православной Церкви и православной агиографии, епископ Афанасий с 1955 года трудился в качестве председателя Богослужебно-Календарной Комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений  в месяцеслов святых.
Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Скончался еп. Афанасий 28 октября 1962 г.
Печатных трудов до 1957 года у него не было. Есть черновики разных больших статей".
 
Труды:
1. О шестопсалмии. ЖМП, 1957, 1, стр. 29-29.
2.0 поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Журнал Средне-Европейского экзархата "Голос православия", 1962, М 2.
В рукописях:
Неколько молебных последований, например:
О хотящих по воздуху шествовать.
О сущих в мире различных обстояниях.
Благодарение о получении милостыни.
О мире всего мира и о прекращении войн и др.
Сборник новых (свыше 100) величаний и избранных псалмов.
О нем:
"Церковные Ведомости"  1913, № 36, стр. 451
Церковь и Жизнь (обн.)  1922, № 3, стр. 5
ЖМП  1957, № 1, стр. 28-29
ЖМП  1957,  №2, стр. стр. 20
ЖМП  1958,  №11, стр. 19
ЖМП  1958,  №12, стр. 9
ЖМП  1959,  № 1, стр. 13
ЖМП  1963,  № 3, стр. 76-77
Вестн. Св. Синода (обн.)    1926, № 7, стр. 8
 
Церковная позиция:
В 1922 г. боролся против обновленчества, хотя его епархиальный епископ митр. Владимирский   Сергий  (Страгородский) признал каноничность обновленческого ВЦУ.
В 1930-х годах принял позицию "непоминающих": самоуправление на основе Указа 1920 года. Один из самых авторитетных иерархов церкви "непоминающих".
После избрания Патриарха Алексия вошел с ним в общение и призвал к этому своих духовных детей, не осуждая тех, кто в такое общение не вошел.
 
III. Даниловская группа
Арх. Феодор (Поздеевский)
     Родился 21 марта 1876 г. в Костромской губ.
В 1900 г. окончил Казанскую Дух. академию, рукоположен во иеромонаха и оставлен профессорским стипендиатом.
В 1903 г. получил звание магистра богословия.
С 1904 г.  – ректор Тамбовской  Дух. семинарии в сане архимандрита.
С 1906 г.  – ректор Московской  Дух. Академии.
С 18 авг. 1909 г. хиротонисан во еп. Волоколамского,  вик. Московской епархии, оставался ректором Московской Дух. академии.
1 мая 1917 г. назначен настоятелем Данилевского монастыря г. Москвы.
"Строгий монах и безупречный аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права, владыка пользовался большим уважением среди архиереев, среди которых было много его бывших учеников и ревнителей церковного благочестия. Арх. Феодор во время своего свидания с Патриархом предостерегал его против слишком больших уступок власти и против каких-либо переговоров с обновленцами. Архиепископ остался недоволен свиданием: Патриарх показался ему недостаточно твердым и властным. Самая манера говорить,   свойственная   Патриарху,   часто   прибегавшему   к юмористическому тону, раздражала сурового монаха. "Все хи-хи, ха-ха и гладит кота",  – ответил он одному из своих приверженцев на вопрос о том, как он нашел Патриарха" (Левитин и Шавров).
Левитин и Шавров пишут, что в конце сент. 1923 г. сторонники арх. Феодора (еп. Амвросий, быв. Винницкий и др.) на собрании 27 епископов в Донском монастыре  предотвратили   попытку  примирения с обновленцами ценой добровольного отказа Патриарха Тихона от своего патриаршего сана. Инициаторами  этой  попытки были арх. Серафим (Александров), арх. Иларион (Троицкий) и арх. Тихон (Уральский). Сам арх. Феодор, несмотря на приглашение, на собрание не явился, но своим сторонникам говорил, что арх. Иларион погубит Патриарха Тихона и Церковь, а  в  Патриархе  все спасение. Если же Патриарха Тихона не  будет, то власть не допустит вообще в  России  патриаршества, а без патриаршества для Церкви  – крах.
Постоянными посетителями Данилевского монастыря, где жил арх. Феодор вместе с несколькими близкими ему по духу епископами (еп. Пахомий и др.), были арх. Серафим (Самойлович), арх. Гурий (Степанов) и митр. Серафим (Чичагов). "А, это в конспиративном Синоде",  – шутил о них Патриарх Тихон.
В октябре 1923 г. арх. Феодор Святейшим Патриархом Тихоном назначен управляющим Петроградской епархии, с возведением в сан архиепископа. Назначение не принял и, оставаясь архиепископом, возглавлял оппозицию против Патриарха Тихона и митр. Сергия (при митр. Петре арх. Феодор был в заключении или ссылке - Л.Р.), именуемую "Даниловскими" и "Феодоровскими" группировками, не порывал, однако, с ними (Патриархом и митрополитом) молитвенно - канонического общения. (Митр. Мануил).
      В 1924 г. арестован. (По-видимому, в 1928 году был на свободе - Л.Р.). Незадолго до своей кончины принял схиму с именем своего покровителя преп. Даниила Московского, оставаясь однако в оппозиции.
Скончался в конце сороковых годов вне Москвы, "примиренный с митр. Сергием".
(В чем выразилось это "примирение" и откуда взяты эти сведения, митр. Мануил не сообщает. Митр. Сергия в конце 40-х гг. уже не было в живых. Почему не сказано об отношении к Патр. Алексию? Если речь идет о личном отношении, то позиция арх. Феодора всегда была "примирительной", даже при отказе в административном подчинении - Л.Р.).
Труды (кроме речей):
1. Аскетические воззрения преп. Иоанна Кассиана. Казань, 1902. "Известия Казанской епархии", 1908, № 12, стр. 379;   № 14, стр. 456.
2. К вопросу о страданиях. "Богословский Вестник", 1909, окт., стр. 336.
3.0 духовной истине. Опыт православной Теодицеи (О книге свящ. П.Флоренского "Столп и утверждение истины"). "Богословский Вестник", 1914, май, стр. 140.
4. К новому столетию. "Богосл. Вести.", 1914, окт.-ноябрь, стр. 209.
5. Из истории папства. Значение папы Льва Великого в развитии идеи папства. "Богосл. Вести.", 1912, июль-авг., стр. 477.
6. Путь духовной мудрости. "Богосл. Вести.", 1910,  янв., стр. 54.
7. Путь обновления. "Богосл. Вести.", 1912, сент., стр. 153.
8. Начало Богопознания. "Богосл. Вести.", 1912, сент., стр. 153.
9. Церк.-богослужебная практика по Постановлениям Апостольским. "Голос Церкви", 1914, февр., стр. 29-47.
10. Из чтений по Пастырскому Богословию (Аскетика). Сергиев Посад, 1911.
 
Еп. Гавриил (Абалымов)
Родился 18 ноября 1881 г. в семье крестьянина д. Окенары Канашского уезда Казанской губ. Окончил земскую школу и Чебоксарское Дух. училище.
В 1908 г. окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия.
     С 1908 по 1911 г.  – преподаватель Симферопольской Дух. семинарии. В 1905 г. пострижен в монашество.
С 1911 по 1914 г.  – смотритель Торопецкого Духовного училища Псковской губернии в сане иеромонаха.
      С 1914 по 1917 г.  – смотритель Вольского Духовного училища.
      В 1914 г. возведен в сан архимандрита.
      В 1918 г.  – настоятель Ниловой пустыни Тверской епархии.
      26 мая 1920 г. хиротонисан во еп. Осташковского, вик. Тверской епархии.
В 1923 г. арестован. Сослан в Соловки (прот. Польский). (И.Снычев упоминает еп. Гавриила в составе "даниловской оппозиции" ок. 1928-30 гг. По-видимому, еп. Гавриил в этот период вернулся из ссылки, а затем был сослан вторично - Л.Р.).
До 1948 г. проживал на покое в Ташкенте и других городах, а последние годы в Сызрани.
В феврале 1950 г. направлен по болезни в распоряжение Днепропетровского архиепископа Андрея, но по своему болезненному состоянию к месту своего назначения не выехал.
С 1954 г. проживал на покое в Успенском монастыре в г. Одессе. Последнее время проживал в Балтском Феодосиевском монастыре Одесской обл. и был настоятелем монастыря. 
Скончался 31 июля 1958 г.
 
Еп. Дамаскин (Цедрик)
     Родился ок. 1880 г.  в семье служищих близ г. Одессы.
Окончил Дух. семинарию и Владивостокский Восточный сельскохозяйственный институт со званием агронома. Затем окончил институт восточных языков в Казани, принял монашество и работал миссионером при Пекинской миссии.
Как-то в разговоре он упомянул, что в одной из губерний (он назвал Орловскую или Тульскую) его должны были расстрелять и что "в эти минуты перед человеком проходит вся его жизнь".
1919 г.: появляется в Киеве иеромонахом. Митр. Антоний, лично зная и ценя его, назначил его епарх. миссионером. Был слушателем Киевской Дух. Академии. В одной из проповедей говорил о "Трех разговорах" В.Соловьева и о сбывшемся его предчувствии надвигающейся на нашу родину темной силы. Во время гражданской войны попадает в Крым, где арх. Димитрий Абашидзе возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Георгиевского монастыря. Был арестован, но через несколько месяцев освобожден (Польский).
О "Живой Церкви" писал: "В основе ее  – ложь, орудие ее  – насилие, цель ееразложение Православной Церкви".
14 сентября 1923 г. хиротонисан в Москве Св. Патриархом Тихоном во еп. Глуховского, вик. Черниговской епархии.
С 1923 по 1926 г., ввиду отсутствия заключенного арх. Пахомия (Кедрова), управлял Черниговской епархией, много ездил по епархии, проповедовал, миссионерствовал. Неоднократно подвергался арестам.
В 1925 г. проживал в Москве, был близок к митр. Петру, арестован одновременно с митр. Петром (Дейбнер).
Придерживался правых группировок и даниловцев. Вел скитальческую жизнь. Назначения на кафедры не принимал. Отказывался от общения с митр. Сергием. Скончался 10 сент. 1943 г. в Казахстане.
Данные прот. Польского.
Выслан в 1925 г. в Туруханский край, жил в г. Красноярске, потом в поселке Полой. Пользовался огромной любовью верующих. По поводу "декларации" митр. Сергия написал большое число частных писем, которые отправил со своим келейником в Москву и др. города.
Зимой 1926 г. встретился с митр. Кириллом. После этой встречи они остаются любящими друзьями и обмениваются письмами по поводу церковных событий.
В конце 1928 г. освобожден, едет в Москву, где 11 дек. встречается с митр. Сергием и имеет с ним продолжительную беседу, после которой окончательно порывает с митр. Сергием.
Писал много писем и посланий к пастве. Был одним из активных организаторов тайной Церкви. Организовал посылку гонца (в 1929 г.) к митр. Петру в поселок Хэ, но письменного ответа не получил, хотя митр. Петр оценил, по словам еп. Дамаскина, церковную ситуацию в том же духе, что и сам еп. Дамаскин. Письма митр. Петр не написал, опасаясь дать повод для раздувания дела о контрреволюционной организации и еще одного удара по Церкви.
С ноября 1929 г. по 1934 г. еп. Дамаскин  – в Соловках. Рассказывал, как соловчане питались улитками. Говорят о его глубоко молитвенном настроении в лагере.
В 1934 г. еп. Дамаскин неколько месяцев пробыл на свободе, занимался организацией тайной Церкви на юге России.
Ноябрь 1934 г.  – снова арестован. По слухам, был в Казахстане бухгалтером, чуть не стал колхозным агрономом, но НКВД не позволило. Гоняли этапами на север, потом опять на юг. Во время одного такого этапа нес на плечах до стоянки своего ослабевшего духовного сына о. Иоанна С., которого могли за отставание пристрелить.
1935 г. арестован в Казахстане, отправлен в Сибирь. О его смерти рассказывают так:
На берегу великой сибирской реки глубокой осенью ожидали паром. Привели одного священника, одетого в легкий подрясник и дрожащего от холода. Еп. Дамаскин снял с себя рясу и со словами "у кого две одежды, дай  неимущему" закутал в нее священника. Сам же простудился и на том же пароме, на котором этап везли неколько дней  и   умер.
По другой версии, еп. Дамаскин погиб в лазарете в одной из сибирских тюрем от гангрены, отморозив ноги в карцере. Эту версию прот. Польский считает более достоверной, а первую  – относящейся к другому лицу, как не раз случалось в подобных сообщениях.
 
Еп. Иоасаф (Удалов)
     Родился в 1886 г. в Уфимской епархии.
В 1910 г. окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата
  богословия, рукоположен в иеромонаха и    назначен препод. Житомирского училища     пастырства.
  С 3 окт. 1911 г. назначен на должность   помощника инспектора Казанской Дух. Академии.
В 1912 г. исполняет обязанности настоятеля Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и является председателем Совета миссионерских курсов в сане игумена.
В 1915 г. возведен в сан архимандрита и назначен преподавателем Педагогического Совета курсов.
      12 июня 1920 г. хиротонисан во еп.
  Мамадышского, вик. Казанской епархии.
     С 1922 г.  – еп. Чистопольский, вик. той
  же епархии.
     С 1924 г. по 1926 г. был заведующим миссионерскими курсами в Казани.
Принадлежал к Даниловской группе. Сведения о его дальнейшей судьбе отсутствуют.
     Примеч. составителя (Л.Р.):
Дейбнер упоминает в числе ссыльных (место ссылки неизвестно) епископов за оппозицию митр. Сергию еп. Иосифа, быв. Бирского. В словаре митр. Мануила и в других источниках такой епископ нам не встречался. Вероятно, имеется в виду Иоасаф (Удалов), поскольку Бирск (под Уфой) находится недалеко от Мамадыша и Чистополя. Еп. Иоасаф мог быть переведен в Бирск, что осталось неизвестным митр. Мануилу, либо давший сведения о еп. Иоасафе допустил по памяти ошибку в имени и кафедре.
 
Еп. Николай (Никольский)
     Родился 20 февраля 1879 г. Рукоположен в сан иерея. Протоиерей Орловской Воскресенской Церкви.
В 1920 г. окончил Петроградскую Дух. академию со степенью кандидата богословия. Последние курсы оканчивал на дому у профессора академии.
26 сент. (9 окт.) 1921 г. хиротонисан в г. Орле епископом Серафимом (Остроумовым) с другими архиереями во еп. Елецкого.
С 6 июля 1926 г. по сентябрь 1927 г. лишен свободы.
Возможно, был в Соловках. Прот. Польский сообщает, что осенью 1926 г. в Соловки прибыло много епископов, но имена их ему неизвестны.
      С сент. 1927 г. еп. Вязниковский, Владимирской епархии.
      Известно, что в 1927 г. находился в оппозиции против митр. Сергия (Данилевский уклон).
      Скончался 21 апреля 1928 г. в Москве.
 
Еп. Парфений (Брянских)
1907: окончил Московскую Дух. Академию, кандидат богословия, назначен преподавателем Рязанской Дух. семинарии.
Затем состоял в сане архимандрита помощником нач. Житомирского училища пастырства.
С  26 дек. 1916 г.: помощник нач. Пастырской Миссионерской
семинарии при Бизюковском монастыре Херсонской епархии.
     16 мая 1921 г.   хиротонисан во еп. Новомиргородского.
     С 1923 по 1924 г.:  еп. Ананьевский, вик. Одесской епархии.
     В 1925 г. проживал в Москве, был близок к митр. Петру и
одновременно с ним арестован (Дейбнер).
     В 1926– 1930/32 годы проживал в Даниловском монастыре и вместе с братией был в оппозиции против митр. Сергия (Даниловский уклон).        Скончался в июне 1938 г.
 
Еп. Григорий (Козырев)
Родился 13 сентября 1882 г.
С 18 сент. 1902 г. по 1908 г. был учителем земской школы.
 
 
   
 
      
 
        В 1914 г. окончил Московскую Дух. Академию и определен преподавателем Владимирской Дух. семинарии.
      5 мая 1917 года, по пострижении в монашество, рукоположен в сан
иеромонаха.
       С 1919 по 1923 г. священствовал в с. Кубаново Покровского района
Владимирской епархии.
       14 сент. 1923 г. хиротонисан во еп. Петропавловского, вик. Омской
епархии. Известно, что хиротония была совершена в Москве Свят.
Патриархом Тихоном.
      16 янв. 1924 г. арестован. Прот. Польский упоминает его в числе соловецких епископов в эти  годы.
      С 1926 г. был епископом Вольским, вик. Саратовской епархии.
      С 14 сент. 1927 г. –  епископ Суздальский, вик. Владимирской  епархии. В этот  период еп. Григорий принадлежал к "даниловской   оппозиции", о чем нет указания в  словаре митр. Мануила, но говорится   в работе И.Снычева.
      С 1929 г. еп. Григорий подчинился митр. Сергию, о чем   свидетельствуют его  дальнейшие назначения.
       С 14 июня 1929 г. еп. Новоторжский, вик. Калининской епархии.
       С конца 1929 г. еп. Бежецкий, вик. той же епархии.
        С 29 янв. 1937 г. еп. Барнаульский и Бийский.
        27 июля 1937 г. арестован.
        Дальнейшие сведения о нем отсутствуют.