Что есть вера. Антоний (Булатович)
Глава VII.  О вере
 
Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, да никтоже похвалится.
Еф. 2:8

Вы, противники признания Божественной Силы Имени Господня, действующей в Таинствах и в чудесах, утверждаете, что не силою Имени Господня творились чудеса и не силою Имени Господня освящаются Св. Таинства. Вы говорите о Св. Таинствах, что они освящаются «
по вере всей Церкви». Вы утверждаете также, что по субъективной вере чудесно исцеленных совершались чудесныя их исцеления.

Следовательно, вы признаете, с одной стороны, Божественною силою субъективное чувство веры (в чудесах), а с другой стороны, признаете Божественною силою веру всей Церкви (в Таинствах). Но возможно ли с вами согласиться? Мы уже говорили, что под верою мы понимаем некое
мысленно-словесное чувство, способное воспринимать ощущение некой идеи. Мы уже говорили, что чувство веры, возбуждаемое в субъекте какой-либо идеей, не чуждо и бессловесных животных. Мы уже установили разницу между чувством веры душевной и духовной, между верой в Истину Божественную и верой во что-либо прочее. Поэтому не будем повторять и остановимся лишь на разборе веры Божественной и на вопросе: может ли вера, понимаемая в смысле субъективнаго чувства, почитаться Божественной Силой? Итак, что же такое есть вера? — На это отвечает нам Апостол Павел: «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1). Итак, как видите, Божественная вера есть обличение  и извещение невидимых и неведомых Истин о Боге. Следовательно, здесь под словом «вера» понимается также и объект веры, то есть некий Глагол Божественного Откровения. Этот объект веры — Глагол Божий — и составляет Божественный элемент и Божественную Силу веры, а не субъективное духовное чувство, коим сей Глагол воспринимается. Поэтому Ап. Павел, точнее выражаясь об объекте веры, когда говорит о ней, то прибавляет слово «слух»: «От дел ли закона Духа приясте, или от слуха веры?» (Гал. 3:2). Под словом слух верыАпостол подразумевает слышание какого-либо Глагола Откровения: «вера от слуха, слух же Глаголом Божиим» (Рим. 10:17). Это значит: Божественная истинная вера в человеке возбуждается слышанием, слышанное же, возбуждающее Божественную веру, есть словесная Деятельность Божества, есть Глагол Божий...

* * *

Итак в каком же смысле вера может оказываться спасительной силой? В каком смысле следует понимать слова Спасителя: «Вера твоя спасе тя»? — На это нам ответ дает Ап. Павел: «Праведный же от веры жив будет» (Рим. 1:17; Гал. 3:12; Евр. 10:38). — «Без веры же невозможно
угодитиБогу» (Евр. 11:6). — Итак вот разгадка силы веры: чувством доверия, с которым человек воспринимает обращенные к нему Глаголы Божественного Откровения, благоугождает человек Богу. Благоугодною своею верою Глаголам Божиим привлекает к себе человек Благоволение Отца и причащается человек Благодати и Истине Божества. Итак, вот в каком смысле о силе веры говорится: «От дел ли закона Духа приясте или от слуха веры»? (Гал. 3:2). — «Подаяй убо вам Духа и действуяй Силы в вас, от дел ли закона или от слуха веры?» (Гал. 3:5). — «Сущии от веры благословятся с верным Авраамом» (Гал. 3:10). — «Верою разумеваем совершитися веком Глаголом Божиим» (Евр. 11:3). — «Веровати же подобает приходящему к Богу» (Евр. 11:6). — «Верою множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу» (Евр. 11:4). — «Верою зовом Авраам послуша…» (Евр. 11:8). — «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва... да во языцех благословение Авраамле будет о Христе Ииcycе, да обетование Духа приимете верою» (Гал. 3:13–14). — «Затвори Писание всех под грехом, да обетование от веры Иисус Христовы дастся верующим» (Гал. 3:22). — Итак, сила веры заключается, главным образом, в благоугодности ее Богу.

* * *

Как слух уха человеческого есть чувство, соответствующее звукам и способное воспринимать и ощущать звуковые волны; как зрение есть чувство, соответствующее зрительным лучам и способное воспринимать и ощущать световые лучи; так и духовная Божественная вера есть чувство, соответствующее Словесной Деятельности Божества и способное воспринимать Глаголы Божественного Откровения и ощущать Истину.

* * *

Но почему же духовное чувство доверия человека к Глаголам Божиим столь угодно Богу, что превосходит собою все прочее, чем благоугождается Бог? Разве исполнение предписанных Самим Богом в Законе действий не есть доказательство веры в Бога?

Разве слова Закона ветхозаветного не есть Глагол Божественного Откровения? В каком же смысле сказано, что Авраам верою угодил Богу? Разве не все в то время веровали в Бога? Разве весь народ израильский не доказал своей веры в Бога, когда послушно вышел за Моисеем из Египта? Чем же отличалась их вера от веры Авраама, что они не угодили Богу, хотя несомненно веровали в Него, а Авраам угодил и назван Отцом верующих? Чем же отличалась вера Израильтян в Бога от веры Авраама? Почему им, хотя они и веровали, но вера их не вменилась им в «правду», то есть в оправдание, а Авраам «верова Богу, и вменися ему в правду» (Гал. 3:6)? — Что касается до Глаголов Божественного Откровения Ветхого Завета, то они были такими же жизнеподательными Глаголами, как и слова Божественного Откровения Нового Завета, но ветхозаветные люди, за малыми исключениями, не в силах были духовно воспринимать верою духовною эти Глаголы, но в состоянии были лишь воспринимать их душевно, понимать их плотски. Этим-то и отличался Авраам от всех своих современников, что, в противоположность им, он был устроения духовного и духовным слухом веры мог воспринимать Глаголы Господни, потому что в нем было живо духовное чувство к Богу, и вот в чем разгадка причины его Богоугодности.

Давид говорит: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть да не подвижуся», — подобно ему и Авраам всю жизнь свою проводил, предстоя духовно верою пред Господом, беседуя с Господом в Глаголах Божественного Откровения, открываемых ему и во сне, и наяву, воспринимая сии Глаголы духовною верою и проводя их в жизнь. Эта его духовная вера в Бога открыла ему дверь Богообщения и сделала его прообразом будущих облагодатствованных христиан, и доставила ему название «отца верующих». Эту свою живую духовную веру в Глаголы Божественного Откровения Авраам засвидетельствовал такими подвигами, как, например, переселение в неизвестную ему далекую чуждую землю, скитание по этой земле и бедствование на ней, в то время как на родине он мог бы иметь всякое довольство и всякую безопасность. Свою живую духовную веру в Глаголы Божественного Откровения, кои Господь Бог глаголал Аврааму, Авраам засвидетельствовал таким величайшим подвигом веры, как принесение в жертву своего сына Исаака. Однако не этими делами угодил Авраам Богу, но эти дела явились только показателями его духовного устроения, благодаря которому он легко шел вразрез со всеми жизненными расчетами и легко побеждал плотское мудрование мудрованием духовным. Угодил же Авраам Богу тем, что
вероюоблагодатствованного своего духа внимал присно Глаголам Божественного Откровения.

Потомки же его — народ жестоковыйный — хотя не неверовали в Бога, но не могли пребывать в духовном общении с Богом и в духовном внимании к Глаголам Божественного Откровения, ибо духовный слух веры был в них мертв, и мудрствовали они о Боге плотски, почему и угождать могли Богу лишь проявлениями своей душевной веры в делах, предписанных законом, без живого чувства Богообщения. Обо всем вышесказанном с совершенною ясностью свидетельствует Апостол Павел в Посланиях своих к Римлянам, к Коринфянам, к Галатам и к Евреям. Указывая на cию духовную веру Авраама, как на прообраз веры новозаветных христиан, он говорит: «Якоже Авраам верова Богу, и вменися ему в правду. Разумейте убо, яко сущии от
веры, сии суть сынове Авраамли». — «Темже сущии от веры благословятся с верным Авраамом». — «Закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся. Пришедшей же вере то есть когда наступило воскрешение мертвого чувства духовной веры, уже не под пестуном есмы». — «Вси бо вы сынове Божии есте верою во Христа Ииcyca» (Гал. гл. 3. ст. 6, 7, 9, 23–25). — «Тем же убо Закон свят... Закон духовен есть, аз же плотян есмь... Сущии бо по плоти плотская мудрствуют, а иже по духу духовная. Мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир. Зане мудрование плотское вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется, ниже бо может... Сущии же во плоти Богу угодити не могут. Вы же несте во плоти, но в Дусе, понеже бо Дух Божий живет в вас». — «Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии» (Рим. гл. 7, ст. 12, 14 и гл. 8, ст. 5, 9, 14).

Обратите внимание на последние слова, что те, которые водятся Духом Божиим, то есть прислушиваются к тайноводственным Глаголам Духа Божия, сии суть сынове Божии, и сопоставьте их со словами: «сущии от веры благословятся с верным Авраамом», — и со словами: «вси бо сынове Божии есте верою во Христа Ииcyca», — не ясно ли из этого сопоставления следует, что именно понимал Апостол под верою Авраама, а именно, что вера Авраама была духовным общением с Богом в Глаголах Откровения, восприемлемых Авраамом духовною верою. Не ясно ли называет Павел сию веру, как живую и ясную духовную мысль о Боге, — духовным мудрованием, а душевную веру слепых духовными очами Иудеев называет — плотским мудрованием. Итак, вот какою верою благоугождается Бог. Еще обращаю внимание на изъявление Ап. Павла, что плотское мудрование, плотское выражение веры в Бога, чуждое духовного зрения, не только благоугодить Богу не может, но есть
вражда на Бога. Не ясно ли еще раз из этих слов, что если Авраам угодил Богу, то именно угодил своим духовным мудрованиeм.

Итак, вот какая вера требуется и от всех христиан. От них требуется духовное мудрование, духовное созерцание Бога, духовное предстояние Богу в памятовании Глаголов Его, в достойном призывании присно Имени Его, ибо только если мы будем удовлетворять сим условиям, если оживим в себе духовный слух веры к слышанию тайных вещаний Господня Откровения, то тогда только окажемся достойными именоваться чадами Авраама. Поэтому Апостол и убеждает нас тщательно проверять свое духовное состояние —
свою веру, жива ли она или омертвела: «Себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точно чим неискусни есте?» (II Кор. 13:5). — Познание Иисуса Христа живущего и пребывающего в нас Энергией Своей, и наипаче словесной во Имени и в Глаголах Его, возможно для нас лишь тогда, когда чувство духовной веры, которым восприемлются Глаголы Откровения, деятельно в человеке.

* * *

Итак, в чем же опять-таки сила
веры? — В том, что внимающий духовною верою Глаголам Божиим человек благоугоден Богу; Благоволение же Божие сообщает верующему Откровение и Благодать; приобщение же духу человека Энергии Божией в Откровении и в Благодати сродняет человека с Богом.

* * *

Итак, теперь для нас ясно, что именно в вере есть спасительная сила: спасительной силой является не субъективное чувство человека, но спасительно обращение Бога к человеку Деятельностью Своей, спасительно Благоволение Отца, Истина Сына и Благодать Святого Духа. Итак в «вере» Божественной Силой является, во-первых, для человека тот Глагол, который он восприемлет «слухом веры». О Божестве этого Глагола, о котором мы выше немало говорили, с совершенной непреложностью свидетельствует Апостол Павел: «Близ ти Глагол есть тот Глагол, веруя в который христианин оправдывается во устех твоих и в сердце твоем: сиречь Глагол веры, его же проповедуем»... «Той бо Бог всех, богатяяй во всех призывающих Его. Всяк бо иже аще призовет
Имя Господне спасется»... «Вера от слуха, слух же Глаголом Божиим» (Рим. 10, ст. 8, 13, 14, 17). О которых же Глаголах говорить Апостол? — О тех самых словах, которые он проповедует, то есть о Имени Господнем и словах Евангелия Его: «Како убо призовут, в Него же не вероваша? Како же уверуют Его же не услышаша? Како же услышать без проповедующаго? Како же проповедят, аще не послани будут? Якоже есть писано: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая. Но не вси послушаша благовествования. Исаия бо глаголет: Господи, кто верова слуху нашему»? (Рим. 10:15–16). — Итак, как видите, сила веры кроется, во первых, в силе Божественного Глагола и в вере действует словесная Сила Божества. Но сия словесная Сила Божества тогда только пользует людей, когда она воспринимается с чувством веры и когда сей Глагол, будь то Имя Господне, будь то иной Глагол Божий, «растворяется верою слышащих».

О том, что чудеса деются силою Глагола Господня, Имени Господня, восприемлемого верою слышащих, о сем ясно свидетельствует повествование о исцелении хромого Апостолом Петром и Иоанном (см. Деян. 3). «Рече же Петр... во Имя Иисуса Христа Назореа востани и ходи... И вскочив ста и хождаше... И исполнишася чуда и ужаса о приключшихся ему... Видев же Петр отвещаваше людям…
О вере Имене Его сего, егоже видите и знаете, утверди Имя Его: и вера яже Его ради, даде ему всю целость cию пред всеми вами» (Деян. 3:6–16). — Не ясен ли из этих слов весь процесс чуда? Хромой несомненно знал Господа Иисуса Христа во время земной жизни Его, ибо много лет сидел при тех же самых дверях церковных, прося милостыню. Несомненно, что он принадлежал к числу верующих во Иисуса Христа и слыхал о тех чудесах, которые еще при жизни Иисуса Христа творились Апостолами чрез призывание Имени Господа Иисуса; поэтому, когда Петр призвал над хромым Имя Господа Иисуса, то хромой восприял cиe глаголемое над ним Имя с горячим духовным чувством — со «слухом веры». Сей слух веры хромого в обетованный Глагол, сей слух веры в обетованное Имя Иисусово привлекли к хромому Энергию Божества. В сем Глаголе и произволил Отец явить Божественную Силу, о Имени Иисуса. И подействовала Сила Духа Святого о Имени Иисусовом, и соделалось чудо Именем Иисусовым, как о том ясно и свидетельствует Апостол, что силою Имени Господня, восприятого верою хромым, исцелился сей хромой. Итак, в данном случае вера хромого не явилась Божественною Силою, исцелившею хромого, но явилась лишь необходимым субъективным условием со стороны хромого, чтобы подействовала Божественная Сила Имени Иисусова, чтобы подействовал Глагол Божий, чтобы подействовала словесная Деятельность Божества, во Имени Иисусовом сокровенная.

* * *

Таков процесс и большинства содеянных в мире чудесных исцелений. Подобен этому и процесс совершения Таинств. Таинства деются силою словесной Деятельности Божества, силою Глаголов священнодействия и, во-первых, силою призываемого и исповедуемого Имени Господня. Но разница между особенными чудесами и совершениями Таинств та, что при совершении Таинств требуется как субъективное условие наименьшая интенсивность веры совершающих Таинство. В то время как от чудесно исцеленных потребно было большею частью величайшее напряжение веры, от священнослужителей Бог такого напряжения веры, снисходя к немощи человеческой, не требует и являет Свое Благоволение и совершает Таинство, довольствуясь лишь наименьшим доказательством веры, которая свидетельствуется
призыванием Имени Господня. — «Веровах, темже возглаголах».

Итак, можно ли согласиться с мнением некоторых, будто Таинства совершаются не по вере совершающего и не по вере приемлющего, но и не в силу произнесения или изображения Имени Божия; а по молитве и вере св. Церкви, от лица коей они совершаются, и в силу данного ей Господом обетования? — По нашему мнению, наоборот, Таинства совершаются именно
Силоюпроизносимых священнодейственных слов и Имени Господня, по вере Церкви.

* * *

«Не стыжусь бо благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему, Иудеови же прежде и Эллину. Правда бо Божия в нем является
от веры в веру, якоже есть писано: праведный же от веры жив будет» (Рим. 1:13). В этих словах заключается великое свидетельство, во-первых, о том, что Глаголы благовествования суть спасительная Сила Божия, то есть Деятельность Божества, ибо, как мы видели, Апостол совершенно определенно говорит, что не стыдится слов благовествования, ибо cиe самое благовествование есть Сила Божия во спасение всякому верующему.

Во-вторых, Апостол свидетельствует о некоем таинственном процессе взаимодействия чувства веры верующих на приток Благодати. И действительно, в этом смысле этот процесс возращения Благодати в человеке, о котором Апостол выражается так: «правда бо Божия в нем является от веры в веру», — этот процесс поступательного возращения веры и Благодати можно уподобить возращению в динамоэлектрической машине магнетической силы динамо-магнита и возращению энергии электрического тока. Действительно, при наличности даже самой слабой магнетической силы в электромагните (а таковая необходимо есть, если и не присущая самому железу машины, то все-таки возбуждаемая нахождением машины в магнитном поле земли), в проволоке, которая приводится во вращение вокруг сего магнита, возбуждается электрический ток, сначала самый слабый. Сей слабейший ток увеличивает собою силу электромагнита, и увеличенная сила электромагнита увеличивает напряжение возбуждаемого тока, затрудняя в то же время вращение колеса, и так до бесконечности, причем пределом силы тока является предельная сила, с которой возможно вращать колесо. Не подобие ли этому происходить и в сердце человека, когда он начинает работать Господеви сначала с зерном горушным веры? Если в человеке есть хотя малейшее чувство духовной веры, то если он этим своим слабым духовным оком воспримет луч какой-либо Божественной Истины Божественного Откровения, своим духовным слухом какой-либо обращенный к нему Глагол, то сей «слух веры» привлечет на этого человека Благоволение Отца, и сей благоволительный взор Отчий оживит духовные силы уверовавшего, отверзет несколько его духовное зрение веры и сделает способным к восприятию еще больших Откровений. Восприятие Глаголов Божиих в деятельность человека верою сим Глаголам и исполнением их привлечет к человеку еще большую степень Благоволения Отчего и еще большую Благодать, которая еще больше возрастит духовные силы человека и, с другой стороны, потребует от него еще большего подвига веры. Итак, может возрастать до бесконечности духовное совершенство человека —
от веры в веру, причем предел возрастанию полагает сам человек мерою, прилагаемой собственной энергии к Богоугождению. Поэтому и сказано у Апостола, что «Бог разделил есть меру веры» (Рим. 12:3).

* * *

Апостол Павел в одном месте говорит, что «Бог разделил
меру веры». Еще говорит: «Имуще же дарования по Благодати, данней нам различно: аще пророчество, по мере веры» (Рим. 12:6). А в другом месте говорить: «Коемуждо же дается явление Духа на пользу» (I Кор. 12:7). — Очевидно, что под «мерой веры» и степенью «явления Духа» — подразумевается одно и то же понятие, ибо, по мере субъективных условий веры человека, человек сподобляется степени причастия Божества в Божественной Благодати и в Откровении Истины.

* * *

О том, что вера в человеке есть восприемник Божественной Благодати и посредствующее звено соединения человека с Богом чрез восприятие Глаголов Божественного Откровения, ясно свидетельствует Апостол следующими словами. Говоря о причине отпадения иудеев, он уподобляет их отломившейся от ствола масличной ветке и говорит: «
неверием отломишася», — затем, указывая язычникам на воссоединение их с Богом, говорит: «ты же верою стоиши» (Рим. 11:20). И в другом месте говорит: «Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас: Божий дар; не от дел — да никтоже похвалится» (Еф. 2:8–9).

* * *

Итак, вера есть мысль, воспринимающая какой-либо луч Божественного Откровения. Вера есть восприемник Истины. Разумение и ощущение сего луча Истины и составляет истинную
веру в Бога. Воспринятие верою какого-либо Луча Истины есть приобщение Истине и вселение в себя Истины Ииcyca Христа со Отцем и Святым Духом. И сие общение с Богом зависит от меры веры, от меры субъективной способности человека верою воспринимать Божественную Истину. Оживотворение же духовного слуха веры и духовного ока созерцания есть дар Божий, и по мере Богоугождения человека Богу Бог все более и более ущедряет человека этим даром просветления духовного зрения и даров разумения Истины. Сей приток Истины к все более и более просветляющемуся сердцу, проявляясь в более и более совершенном исполнении дел веры, до бесконечности возращает духовные силы человека. В этом смысле Господь и говорит Апостолам, что если бы они имели веру, как зерно горчичное, то рекли бы горе, дабы вверглась в море, и гора послушалась бы слова их. И действительно, как в динамоэлектрической машине от малого присутствия магнетической силы при приложении силы вращения возрастает сила электрическая до бесконечности, так и в деле духовного совершенства, при наличности «зерна горушнаго» — веры к Глаголам Божиим — и при приложении энергии человеческой к исполнению этих Глаголов на деле во всем том, что они требуют от человека, в человеке возрастает Благодать Божия.

Благодать возращает степень веры, и с возращением веры возрастает степень озарения Истиною, — и так до бесконечности. Но как в динамо-машине cиe возрастание ограничено степенью прочности самой машины и тою силою, которую возможно приложить при вращении, так и в человеке степень его предельного совершенства ограничена его существом, его способностью к подвигу. Чем сильнее ток, тем труднее вращение; так и в духовной жизни: чем больше духовное совершенство, тем больший потребен подвиг, чтобы удержать в себе ту же степень облагодатствования Богом, а тем больший потребен подвиг, чтобы взойти на высшую степень облагодатствования. Чем большая даруется человеку вера, тем совершеннейшее требуется от человека служение Богу, тем больший труд делания заповедей, тем больший труд напряжения мысли, дабы удержать ее от уклонения от созерцания Божественных Истин, тем большее напряжение сердца, дабы оно не уклонялось от любви Божией к земному и плотскому. Каждая динамо-машина в отвлеченности могла бы достигнуть беспредельного возрастания силы, но на самом деле каждая машина, в зависимости от устроения своего, в состоянии вынести ограниченную силу вращения и ограниченный ток; так и в деле веры: каждый мог бы, начав с зерна горчичного веры, достичь того, чтобы передвигать словом своим горы, но не каждому под силу такое напряжение веры и соответственный для такой степени облагодатствования подвиг.

* * *

Каждый христианин, постепенно возрастая в вере и богатея в Бога Благодатию и Истиной, мог бы достигать такого единения с Богом во един дух, что уста его делались бы устами Божиими, и слово, исходящее из уст его, получало бы силу слова, исходящего из уст Божиих, и горы покорно передвигались бы по глаголу его, но не всякий в силах явить то напряжение духа, души и тела, которое необходимо должно сопутствовать такому напряжению в вере. Вспомним столпников, достигших крайнего облагодатствования и беспрерывного общения с Богом, и вспомним, какой труд они употребляли, чтобы не лишиться полученных ими благодатных даров, не умалить в себе степени облагодатствования. Высказанные мысли находят себе подтверждение и в словах Св. Симеона Нового Богослова, между прочим и в следующих словах:

«Впрочем, тот, кто сподобился мало некако узреть Бога тем способом, о коем мы сказали прежде, не имеет нужды в научении от другого, потому что имеет
всего Бога, Который обитает, движется, и глаголет внутрь его и научает его неизреченным Своим Тайнам, по святейшему слову Самого Бога. Который говорит: “Тайна Моя Mне и Моим”. Да иного способа к тому, чтобы Бог открылся в ком-либо, не может быть, кроме точного исполнения заповедей Его, если, то есть, кто не будет нерадеть о них и презирать их ни в каком совершенно деле, но будет хранить их, соблюдать и исполнять со всем усердием и ревностию. И те, которые будут жительствовать таким образом, недалеко будут от Царствия Божия, но по мере ревности и усердия, какие покажут в исполнении заповедей, восприимут мзду созерцания Бога, большую или меньшую, скорейшую или медленнейшую, соответственно подъемлемым подвигам, и соделаются сынами Богу и богами по благодати во Христе Ииcyce Господе нашем» (конец 61-го Слова).

* * *

Итак, если для достижения духовного совершенства достаточно положить начало к следованию путем усовершенствования, имея хотя малое зерно духовной веры, то почему же не все спасаются? В том-то и дело, что при многом и бесчисленном множестве беззаконий человеческих, отвращающих Благоволение Божие от человека и навлекающих на человека гнев Божий, весьма мало в ком остается и cиe горчичное зерно веры, чтобы воспринять какой-либо призыв к покаянию, ибо и сие горчичное зерно веры имеет человек не от себя, но имеет как дар Благодати Божий, как знамение Благоволения к человеку Бога. Но где же начало сего Благоволения? Мы знаем, например, тягчайших грешников, которые, как оказалось при кончине их, имели в себе сей дар веры и тем пред самою кончиною достигли своего спасения и успели верою своею заслужить великое Благоволение Божие. Мы знаем, наоборот, что мнимые праведники, всю жизнь тщательно соблюдавшие предписания закона, оказывались лишенными сего зерна горчичного веры, отвергали Христа и Глаголы пророческие о Нем и погибали. Мы знаем и ныне тяжких грешников, оканчивающих жизнь самыми благочестивыми людьми и наоборот...

Тайна Промысла Божия непостижима человеку. Но нам известно, например, что Бог обетовал благодетельствовать человеку за добродетели его родителей до тысячи родов; знаем и обещание карать детей за грехи родителей до трех родов. Знаем силу материнских молитв за детей; знаем силу предстательства Святых и Матери Божией за людей. Бывает, что какой-нибудь тяжкий грешник оказывает какую-либо милость ближнему, и эта милость привлекает на него особое Благоволение Божие, которое, во-первых, выражается в оживотворении его сердца зерном веры. Знаем и наоборот, что грехи тех, кои познали истину, строже караются, нежели грехи не познававших истины, и отъемлется от них чувство веры.
[1] Поэтому, например, когда некое таинственное Благоволение почивает на каком-нибудь грешнике, то Промысел Божий во время благоприятное ставит этого грешника в положение, способствующее его к восприятию призыва к покаянию и какого-либо луча Истины, призывая к воспоминанию о Боге и к покаянию: «Без Мене не можете творити ничесоже». — «Се стою при дверех и толку». — Вот этот луч Истины, если грешник не отвергнет его, но воспримет его своим зерном веры, привлечет к нему еще большее Благоволение, о коем сказано, что Ангелы на небесах радуются о всяком кающемся грешнике. И таким путем начинается от этого зерна горушного возрастать древо спасения и начинается перерождение человека...

* * *

О теснейшей зависимости нашего спасения от
веры во Имя Господне с совершенною определенностью свидетельствует Апостол Павел в своем послании к Римлянам: «Им же прияхом Благодать и апостольствов послушаниe веры во всех языцех о Имени Его» (Pим. 1:5). О том, что эти слова —послушание веры— относятся именно до веры во Имя Иисус Христово, которое необходимо для нашего спасения, свидетельствует св. Иоанн Златоуст: «Не сказал Ап. Павел — для исследования и доказательства, но в послушание... И Апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? — О Имени Его. Мы не должны исследовать сущности Его, но веровать во Имя Его, так как Оно творило и чудеса. — Во Имя Иисуса Христа, говорит Петр, — возстани и ходи» (Т. 9, 492). О этой же ближайшей зависимости спасения и усыновления Богу от веры во Имя Господне свидетельствует и Евангелие от Иоанна: «Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во Имя Его» (Ин. 1:12). О этом же самом свидетельствует и Ап. Петр в первом послании своем, начиная его так: «Петр Апостол Иисус Христов, избранным пришельцам... по прозрению Бога Отца, во Святыни Духа в послушание и кропление Крове Иисус Христовы» (IПетр. 2). Эти слова в высшей степени знаменательны и требуют особого разбора. Петр говорить ко христианам, к коим обращается, что они суть —избранные пришельцы ко Христу, избранные наследники Обетования, то естьизбранныерода человеческого люди, сделавшиеся сынами Божиими по Благодати, избранные причастники Божественной Энергии. Но что же именно соделало каждого из сих избранников причастниками Божества? — О сем Петр говорит дальше и свидетельствует нам о тройственной Энергии Божества следующими словами: «по прозрению Бога Отца, во Святыни Духа, в послушание и кропление Крове Иисус Христовы». Как видите, первая причина облагодатствования избранников есть прозрение Отца, то есть некое особое Благоволение Отца, предвиденное Отцом ранее и открывшееся ныне. Затем, в силу сего Благоволения, избрание избранников осуществилось Святынею Святого Духа, то есть причастием Деятельности Святого Духа, именуемой — «Святыней». И сие радипослушанияили, как Павел говорит, ради слуха веры во Имя Иисус Христово и в Глаголы Его и ради искупительного окропления Кровию Иисус Христовою... О том, что так именно понимал это слово — послушание — Ап. Петр, видно и из последующих его слов, в коих он убеждает веровать глаголам его и говорит: «Силою Божиею соблюдаеми есте чрез веру» (I Петр. 1:5)... «Да вера ваша и упование будет на Бога. Души ваша очистивше в послушание Истины Духом... Порождени не от семене нетленна, но неистленна, Словом понимай не Ипостась Слова, а Глаголы Его Живаго Бога и пребывающаго во веки» (IПетр. 1:22–23). — «Глагол же Господень пребывает во веки, се же есть Глагол благовествованный в вас» (IПетр. 1:25).

* * *

Об этой же теснейшей зависимости обретения Благодати Духа Святого верою во Имя Господне свидетельствует и Сам Господь, заповедав в день расставания с Апостолами всего просить «
во Имя» Его. В этом заключается тайна молитвы, дабы не отделять во время молитвы призываемого Имени Господня от Самого Господа. И действительно, от христианина требуется вера во Христа; но в чем же прежде всего должна выражаться эта вера во Христа? — в вере во Имя и в Глаголы Христа, как в Самого Иисуса Христа. Эту тайну и раскрывает Ап. Павел. Он всех призывал к живой духовной вере во Христа и объяснял, что в том и заключается различие новозаветной Церкви от ветхозаветной, что новозаветным людям дан ключ к живому Богообщению с Самим Христом чрез веру. Новозаветные люди верою вселять могут в себя Самого Христа, приобщаться Духу Христову, усыновляться Богу: «Елицы бо Духом Божиим водятся cии суть сынове Божии» (Рим. 8:14). — «Языцы, не гонящии правду, постигоша правду, правду же яже от веры» (Рим. 9:30). — «Кончина бо закона Христос в правду всякому верующему» (Рим. 10:4). Но где же обретать Христа, восшедшего от нас на небо? Как вселять в себя Христа невидимого и невместимого всем миром? Где обрести тот ближайший объект веры, в котором возможно было соприкоснуться и с Самим Христом и в нем верою соединиться с Ним Самим? — В ответе на эти вопросы, как достигать оправдания от веры, Ап. Павел отвечает: «А яже от веры правда сице глаголет: да не речеши в сердце твоем: кто взыдет на небо, сиречь Христа свести. Или кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести.

Но что глаголет Писание: близ ти
Глагол есть во устех твоих и в сердце твоем, сиречь Глагол веры, его же проповедуем: яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже от мертвых, спасешися. Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:6–10). Действительно, маловерное сердце склонно тайно говорить себе так: кто низведет ко мне с неба Христа, не ощущаю я близости Его, и кто вознесет к Нему на небо мои молитвы? Или и еще хуже того, сомневаться может человек, говоря: и как может помочь мне Умерший и Распятый? Но Дух Святой устами ветхозаветных пророков говорит, чтов Глаголе Своем обретается Сам Бог, в том самом Глаголе, который ты можешь произносить и устами твоими и веровать в сей Глагол сердцем твоим. Но может быть, это говорит Дух Святой о каком-либо особенном Глаголе Божием, неведомом для нас? — Нет, по свидетельству Ап. Павла, этот самый Глагол, в котором мы имеем Бога и веруя в который можем вселять в себя Самого Христа есть тот самый Глагол, который проповедуется Апостолами. Сопоставьте с этим свидетельством тождественное свидетельство Ап. Петра, который говорит, что христиане порождены от семени неистленна, и что cиe нетленноесемя, порождающее сынов Божиих верою, есть «Глагол, благовествованный в вас». — Какой же именно сей Божеский Глагол, в котором мы должны верою искать и находить Самого Бога? — Во-первых, Имя Господа Иисуса: «Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса... Всяк бо иже аще призовет Имя Господне спасется» (Рим. 10:13). Во-вторых, сей же Глагол Божеский, в котором верою подобает созерцать Самого Господа, есть и слово проповеди Апостольской. Сопоставьте с этими словами Апостолов Петра и Павла свидетельство Ап. Иакова, который тоже говорит, что Бог «породи нас словом Истины» (Иак. 1, 18).

* * *

Эта открытая Апостолом Павлом тайна имеет особое значение для успешности молитвы. Уверовав, что Господь не только близок тебе, но Сам пребывает в призываемом устами твоими и сердцем твоим Имени Своем, ты всегда будешь иметь могущественнейшее средство для соединения с Господом верою: призови Имя Господне, и спасешися; призови Господа устами твоими и сердцем твоим и знай, что Сам Господь и есть в самом сердце твоем. С такою несомненною верою попроси чего хочешь, призвав Имя Его, и все получишь. Так и веровали угодники Божии, так и на наших глазах приснопамятный праведник о. Иоанн Кронштадтский Именем Иисуса Христа изгонял бесов из бесноватых: «Именем Иисуса Христа изыди», — говорил он бесам, обладавшим бесноватыми, — и бесы исходили. «Во Имя Иисуса Христа, — повелевал он, — изыди», — и бесы повиновались.

Но дабы кто не подумал, что для успеха молитвы достаточно лишь одного устного призывания Имени Господня, Ап. Павел говорит, что требуется не только исповедание уст, но и сердечной веры. От христианина требуется не только проявление веры деятельностью телесной и душевной в устном призывании Имени Господня, но требуется и деятельность духовная: «Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение». — Призывание Имени Господня гласно или безгласно есть действие душевной деятельности человеческой; верование же сердцем при именовании устами Имени в то, что Господь совершил наше искупление, пострадал и воскрес, и ищет спасения нашего, это есть действие деятельности духовной, есть некий акт созерцания Истины верою. Восприятие духом веры сего луча Истины есть приобщение словесной Деятельности Божества. — «Сердцем бо веруется
в правду». Что такое означает слово «правда»? Правда есть и оправдание, правда значит и Истина. Господь Иисус Христос есть и оправдание наше, и Истина Божия.

***

О том, что Истина, воспринятая духовною верою, приобщает человека Духу Божиему, свидетельствует Ап. Павел и в послании к Ефесеям: «Вы, слышавше
слово Истины, благовествование спасения нашего, в нем жеи веровавше знаменастеся Духом обетования Святым» (Еф. 1:13). Итак, видите, Истина, в Глаголе благовествовани яи по днесь сущая, приобщает верующему Духа Святого. В этой же главе рядом с этим свидетельством Ап. Павел говорит, что cиe приобщение бывает не без Благоволения Отца, но по Благоволению или, иначе называя, «по прозрению» Отца: «Юже т. е. Благодать преумножил есть в нас... сказав нам тайну воли Своея, по Благоволению Своему... В нем же и наследницы сотворихомся, прежде наречени бывше по прозрению Божию, вся действующего по совету воли Своея... Да даст вам Господь Духа Премудрости и Откровения, в познание Его, просвещена очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое преспеющее величество Силы Его в нас, верующих по Действу Державы Крепости Его» (Еф. 1:8–19). Итак, как видите, с совершенного ясностью говорит Апостол, что чувство духовной веры есть произведение в нас Деятельности Божества — «верующих по Действу Державы Крепости Его», есть дар Про зрения, Совета, Благоволения Божьего, а объект веры — Истина — есть Сама Деятельность Божества — Сам Бог.

***

Но если Истина Евангельская есть Бог, если восприятие сих глаголов есть общение с Самим Иисусом Христом и со всею Св. Троицею, то почему же не спасительным оказывается учение всяких сектантов, баптистов и им подобных, которые говорят, что тоже признают и весьма чтут Св. Евангелие и, следовательно, в евангельских словах, как будто, могут состоять в живом общении со Христом? В том-то и дело, что для живого общения со Христом в Глаголах Его, которые суть «Свет», необходим еще и другой дар Христов — «Разум». Необходим не только «Глагол веры», но также и «слух веры», то есть откровенный мысленный луч веры в Евангельский Глагол.

Как приобщение Св. Таин Тела и Крови Христовых бывает спасительным только тогда, когда достойно восприемлется, так и обращение с Глаголами Божиими бывает спасительным, если эти Глаголы право понимаются и истинным сердечнымчувством ощущаются.

Как недостойное приобщение Тела и Крови Христовых не только не вселяет в дух наш Дух Божества, но, наоборот, отнимает Духа Святого от нас и Лице, т. е. Благоволение Отчее отвращает от нас, и открывает доступ сатане в душу осуждаемого Богом недостойного причастника, как то было с Иудой на Тайной Вечере, так и обращение с Глаголом Божиим бывает или во спасение, или во осуждение. Только тогда Глаголы Божии приобщают нас Истине, когда восприемлются «слухом веры», и вот этого-то «слуха веры», который подается «Глаголом Божиим», т. е. откровенным пониманием проповедуемого евангельского учения, вот этого-то слуха веры у сектантов нет и быть не может. Этот слух веры есть облагодатствование наших умственно-сердечных духовных сил, есть оживотворение наших духовных чувств и подается человеку, во-первых, при Крещении «Глаголом Божиим» во Имя Господне, когда о Имени Господнем в бане Крещения перерождается человек. Затем поддерживается, восстановляется, обновляется и возрастает в Таинствах Церковных, в жизни Церковной, в живом общении с Главою Церкви Иисусом Христом. — «Трие суть свидетельствующие на земли: Дух и Вода и Кровь». — «Без Мене не можете творити ничесоже». — «Аз Лоза, вы же рождие». Но сектанты Таинства отметают, таинственные способы облагодатствования их душ, преподанные нам Иисусом Христом в Таинствах, отвергли. Истинное понимание Глаголов Божиих, преданное Св. Отцами, отметают, от Тела Церковного отпали, — итак, откуда же им взять и почерпнуть ту Благодать, которая необходима для правого разумения Писаний?

Слова евангельские для действенного восприятия их, которое бы вселяло в нас Самого Христа и приобщало нас Благодати Божией, требуют, во-первых, правильного понимания, которое дается только при озарении души слушающего мысленными лучами Солнца Правды Христа; во-вторых, требуют всесердечной любви к сим Глаголам и упования. Но в тех, кто чужд Церкви и чужд Благодати Божией, эти же самые слова освещаются превратными лучами лжесвета диавольского, почему и понимаются таковыми противоположно Истине.

Истина есть Бог, но приобщается лишь тем, кто «от Истины».

* * *

Итак, из всего сказанного ясно вытекает, что христианину для спасения своего необходимо веровать в Господа и обретать Его верою
в Глаголах и во Имени Его, причем выражать эту веру, с одной стороны, проводя в жизнь все уразумеваемые в Глаголах Господних религиозно-нравственные Истины, а с другой стороны, и благоговея пред Глаголами Господними и пред Именем Господним, как пред Самим Богом. Вот последнего-то, по-видимому, у гордых сынов века сего еще более не хватает, чем первого. Знаем мы многих, которые, например, читают Св. Евангелие, развалившись на постели... Знаем мы других, которые критикуют книги Евангельские и так же свысока относятся к Глаголам Господним, как свысока относятся к обычному печатному слову человеческому. Не в том ли была и главная ошибка Толстого, что он не возымел должного благоговения к Глаголам Благовествования и, не возблагоговев пред Глаголами Иисуса Христа, оторвался и от Самого Иисуса Христа — «неверием отломился»? Но в том ли опасность и для нынешних имяборцев, что, потеряв должное благоговение к Имени Господа Иисуса Христа, как к Самому Живому Господу, они «неверием отломятся» и от Самого Иисуса Христа? Поэтому Апостолы единогласно учили благоговеть пред проповедуемым ими Глаголом как пред устами Самого Господа, учили также благоговеть и веровать и во Имя Господне. Одно из таких ясных свидетельств мы находим, например, у Ап. Иакова: «Восхотев бо породи нас Словом Истины понимай не Словом Ипостасным, но Глаголом Слова... Темже, братия моя возлюбленная, да будет всяк человек скор услышати и косен глаголати... В кротости т. е. с благоговением приимите всажденное Слово, могущее спасти души ваша. Бывайте же творцы Слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самих» (Иак. 1:18–23).

Ярким примером того, как праведники благоговели пред Боговдохновенным Глаголом, даже пред тем, который они сами изрекали, может служить обманно полученное Иаковом благословение Исаака. Отец Исаак хотел благословить Исава, Иаков обманул Исаака, и Исаак те слова благословения, которые предназначал для Исава изрек на Иакова. Что же мешало Исааку счесть эти слова благословения недействительными, когда обнаружился обман? Почему, горько заплакав, Исаак сказал: «Пришед брат твой с лестию, взя благословение твое... Благослових его, и благословен будет»? Почему на моления любимого сына Исава Исаак, не будучи в силах возвратить благословение свое на Исава, сказал: «Господина его
сотворих тебе» и пр.? Очевидно, потому что верил в действенность глагола своего изреченного «о Бозе», потому что веровал, что слова эти он по вдохновению Божьему сказал, ибо он умел различать, когда говорил слова Духом Божиим или сам от себя. Поэтому, веруя в силу Глаголов Господних, он и не в силах был отменить их, но веровал, что так, как он сказал, так и будет. Такое благоговение и такую веру в Глаголы Господни мы видим и у праведников новозаветной Церкви. Прочтем повествование о благодатном Зачатии Бога Слова Пресвятою Девою и обратим внимание на то, с каким благоговением приняла Она Глагол благовествования архангельского: Архангел Гавриил, возвестив Марии Глагол Господень о зачатии Ею Сына Божьего, в удостоверение сказал, что то, что он возвещает Ей, есть Глагол Божий: «не изнеможет у Бога всяк Глагол» (Лк. 1:30). Как же приняла сей Глагол Пресвятая Дева? — С великим благоговением и верою, как истинный Глагол Божий: «Буди Мне по Глаголу твоему».

Читаем дальше в том же благовествовании от Луки о том, как в ночь Рождества Христова Ангел возвестил cию весть пастырям, и видим, с каким благоговением приняли пастыри сии слова небесного Вестника, как воистину Глагол Божий: «Прейдем до Вифлеема и видим Глагол сей бывший, егоже Господь сказа нам»... «Видевше же Мать и Богомладенца сказаша о
Глаголе, глаголанном им о Отрочати сем... Мариам же соблюда вся Глаголы сия, слагающи в сердце Своем» (Лк. 2:19).

И еще читаем в Евангелии, что величайшая из всех праведных в мире отличалась величайшим благоговением к Глаголам Божиим, которые, как в некую сокровищницу, «слагала в сердце Своем»: «Мати Его соблюдаша вся Глаголы сия в сердце Своем» (Лк. 2:51).

Эту добродетель Матери Своей удостоверяет и Сам Господь, когда на восклицание некой женщины, сказавшей о Матери Его: «Блаженно чрево, носившее Тя и сосца, яже ecи ссал», — возразил: «Темже убо блажени
слышащии Слово Божие и хранящии е» (Лк. 11:28). О благоговении Матери Божией пред Именем Сына Ее свидетельствуют Ее собственные слова, когда на пророческое радостное поздравление Елизаветы, Она воскликнула: «Величит душа Моя Господа... и Свято Имя Его».

Отбросим же и мы всякий маловерствующий помысел, не будем говорить в себе, как может быть Имя Господне Самим Господом, как может быть слово Господне Самим Богом, но будем веровать, что между произносимым нами Именем Господним и Им Самим не существует абсолютно никакого даже самомалейшего промежутка: Вездесущий Бог не может отстоять на каком-либо даже самомалейшем расстоянии ни от Имени Своего, ни от сказанного Им когда-либо Глагола, нами читаемого или повторяемого. Будем же так веровать, дабы не потерять и ту малую духовную чувствительность веры, которая еще осталась в нас, сынах оскудевшего верою человечества. «Егда убо прииду, обрящу ли си веру на земли»? И не будем стыдится исповедывать, что Имя Божие и Имя Господа нашего Иисуса Христа
есть Сам Бог, в смысле присутствия Самого Бога в призываемом Имени, в смысле Истины Богооткровенной, которая есть Энергия Божества. Ей, тако аминь.

* * *

О, безумные глаголы имяборцев, которые осмеливаются говорить, будто Евангельские Глаголы не суть Глаголы Божии и не суть словесная Деятельность Божества, ибо Бог никаких человеческих слов не произносил и не влагал слов Своих в уста пророков, а только открывал им способность для пророчества и для проповеди, слова же пророчеств и проповеди суть произведения человеческой деятельности самих пророков и Апостолов. Каким западным фарраровским духом веет от этих слов! Не говоря о том, что такому утверждению явно противоречат бесчисленные свидетельства Апостолов и Пророков, кои и приведены в книге сей, но мы разве не знаем из Библии, что Господь повелевал возвещать слова даже непонятные для людей. Вспомним таинственные слова: Мани, Фекел, Фарес, написанный чудесною рукою на стене дворца Валтасара. Произведения чьей деятельности были это слова? — Никакой пророк устами своими не изрек их, а только Даниил Духом Божиим объяснил их значение. И не Ангел измыслил эти слова, но Бог вложил их в сознание Ангелу. Вспомним пророческие слова, как например, о разделении риз Господних н другие пророческие слова, которых сами пророки не понимали. Кто влагал им во уста эти слова? — Не ясное ли дело, что Дух Божий, и эти слова были собственными живыми и действенными Глаголами Божиими. И таковыми суть все Евангельские Глаголы, благовествуемые посреди нас вопреки невеpию имяборцев, поэтому и всякое Имя Божие есть и в этом смысле — словесная Энергия Божества и Сам Бог.

Если же не признать, что эти Глаголы Божии суть Деятельность Его, но признать их тварью, тогда и слова, сказанные на Фаворе, суть чудесно образованные в воздушной стихии и не суть Энергия Божия, но тогда и Свет, виденный Апостолами наФаворе, настолько же не есть Энергия Божия, насколько не есть Энергия Божия и слышанное Апостолами слово Отца. Тогда, следовательно, и о Свете фаворском надо сказать, что он не был Самой Деятельностью Божества, но был чудесно образован Богом для зрения Апостолов и был тварь.
Это именно и говорил Варлаам и был за это проклят. Таким образом, как видим, имяборцы снова обнаружили явственнейшим образом свою теснейшую связь с ересью Варлаама.

Взаимодействие деятельности человеческой и Деятельности Божией в лицах Спасителя
и Иоанна Крестителя


Образом в лицах взаимодействия деятельности человеческой и Деятельности Божией в деле спасения являются Господь Иисус Христос и Иоанн Креститель. Иоанн совершеннейшим образом явил деятельностью своей то, что подобает от падшего человека в отношении к Богу, а Иисус явил Собою и в Себе ответ Бога на cию деятельность человека: «Истина от земли возсия и правда с небесе приниче». Иоанн деятельностью своею явил совершенный образ сокрушенной сердцем души, сознающей тяготеющее на каждом человеке и на всем человечестве бремя греховности, и согласно сему сознанию явил подобающую деятельность: пост совершеннейший, уединение в пустыни от младенческого возраста, лишение себя всякого плотского наслаждения, отсечение всех страстей. Будучи совершеннейшим образцом кающегося человека, Иоанн явился примером покаяния и всем людям, получив от Бога повеление призывать к покаянию все современное ему человечество. Поэтому он, выйдя на проповедь, каждого призывал явить в себе подобную же деятельность покаяния, и во-первых убеждал каждого сознать грехи свои, покаяться в них и выразить это раскаяние исповеданием их во Иордане, восприяв крещение из рук Иоанновых — «в покаяние». Наконец, убеждал покаявшихся и крестившихся направить деятельность свою в противоположную прежней греховной жизни сторону и творить противоположные прежним грехам добродетели, сообразные общественному положению каждого и посильные ему.

Немедленным же ответом на сию покаянную деятельность Иоанна Крестителя и последовавших ему людей явилась Благодать и Истина в Лице Ииcyca Христа и Глаголов Его…

* * *

Иоанн Креститель проповедовал: «Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его» (Mф. 3:3). О уготовании каких же стезей и путей проповедовал Иоанн? — О уготовании стезей и путей к прихождению в сердце каждого Духа: Благоволения, Благодати и Откровения Божия, которого приобщить людям сошел на землю Господь. Итак, иными словами, Предтеча вопиял в пустыни, то есть среди людей пустых Благодатию Святого Духа, следующее: Возвещаю вам всем, что Сам, Сам Господь хочет приити и вселиться в сердце каждого! Дайте же возможность Ему проникнуть в сердца ваши! В Глаголах Своих входить будет в уши ваши и в сердца ваши Сам Господь, исправьте же Ему пути в сердцах Ваших и стези в душах ваших, дабы Царствующий Глагол взошел и воцарился в вас. Но пути и стези вашего сердечного слуха завалены, загромождены горами греховными, искривлены всякими греховными навыками, — покайтесь же, дабы расправить и разровнять их! Искривилась в вас деятельность вашей воли, ума и чувства, ибо вместо того, чтобы всей деятельностью своею обращаться к Богу, вы обращаетe ее к греху и к дьяволу, вместо того, чтобы стремиться к восприятию в себя Духа Божества, ваша деятельность направлена к тому, чтобы воспринимать дух дьявола. Но если не отвратите деятельности своей от путей дьявольских, то не может войти в сердца ваши Господь; если не откроете Господу путей для вселения Его Деятельностию Своей в вас, не откроете «путей» деятельности вашей воли, ума и чувств, то не будет стезей для того, чтобы вошел к вам Господь. Исправьте же ваши искривившиеся сердечные пути: волю, ум и чувства. Как исправить? — Покайтесь в искривлении своем! Уготовьтесь же вашей доброй волей восприять Волю Господню, покаявшись в том, что всю жизнь вы творили волю дьявола! Уготовьтесь ум ваш согласовать с Словом Божиим и в памяти вашей утвердить Глаголы Его, пожалев о том, что всю жизнь вы носили в уме вашем глаголы всяких похотений, — и восприимите Глагол Господня Откровения! Уготовьтесь всеми силами вашими и всеми чувствами вашими восчувствовать проповедуемый Глагол, воспринять Откровение и восприимете Благодать Святого Духа! Начните ваше исправление стезей Божиих с исповедания грехов, и это свидетельство вашего благого изволения достаточно будет, чтобы привлечь на вас Благоволение Отца Небесного, которое поможет вам осуществить дело спасения вашего. Так вопиял в пустыни «Иудейстей» Предтеча, возвещая пришествие Благодати, пришествие Откровения, пришествие Благоволения, всыновления Богу, приобщения Истине, воцарения в людях Духа Деятельности Божества, и те, которые послушались Иоанна, познали и Бога во Христе и вселили в себя и Самого Христа. Тако и нам да поможет Господь Бог Своим Благоволением, Откровением и Благодатию исправить стези искривленной деятельности нашей и, уготовив путь Господень, соделаться храмом Его. Буди, аминь.


[1]
«Невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших Дара Небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и доброго вкусивших Божия Глагола и Силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе» (Евр. 6:4–6).

Заключение

«Свят! Свят! Свят! Господь Саваоф! Исполнь небо и земля Славы Твоея!» — сиречь сиянием Детели Твоея исполнишася Ангели и человецы и прославляют Имя Твое. — «Осанна в вышних! Благословен Грядый во Имя Господне!»

Начав эту книгу словом о Энергии Божией вообще, считаем уместным закончить ее словом о вселении Христа в христианина.

Видел никогда Пр. Исаия Сына Человеческого, носимого четырьмя «Животными», и два св. отца одинаково изъяснили это видение в смысле Боговселения Христа в душу христианскую. Какое же значение имеет это видение и истолкование его для нашей книги? —Заключительное всех высказанных в ней мыслей, ибо по теснейшему смыслу оно означает, во-первых, Боговселение Христово в душу христианскую Словесною Деятельностию Христовою; во-вторых, дает право называть эту Словесную Деятельность Самим Христом; наконец, видение таинственно указывает и на триединство Деятельности Божией, и на участие Отца и Духа Святого Деятельностями их в этом вселении Христа в душу христианскую. Действительно, что могут означать виденные Исаией четыре животных, на коих восседал Христос и которые имели образ: одно — львиный, другое тельчий, третье — человечий, а четвертое — орлиный? Не четырех ли Евангелистов? Не Матфея ли символически изображает Животное, имеющее образ человечь? Не Марка ли — лев? Не Луку ли — телец? Не Иоанна ли — орел? Взгляните на Св. Евангелие, и вы увидите на нем изображения четырех Евангелистов с прообразующими их Животными. Взойдите в храм Божий и, подняв глаза кверху, увидите под куполом тех же Евангелистов с их символическими Животными. Обратите взор к Царским Вратам — и там изображены те же Евангелисты и те же Животные. Разверните на Престоле Антиминс и увидите на четырех углах его то же. Наконец, то же изображено и на четырех углах доски Престола.


Итак, что же означает это символическое изображение Церковью Евангелистов во образе виденных Пророком Исаиею Животных? Не то ли, что этим Церковь таинственно учит веровать, что Глагол Слова Воплощенного, носимый в мире четырьмя Евангелистами, есть Сам Христос в Словесной Энергии Своей?

Видел Исаия под этими «Животными» еще четыре колеса, исполненные очей, которые двигались туда, куда хотел Дух. Не явно ли, что, если Животные означают, по толкованию Церкви, Евангелистов, то колеса, принадлежащие сим Животным, означают написанные ими Евангелия. Они немногословны, но воистину «исполнены очей» — Откровения Божия; немногословны они, но слова евангельские столь благодвижны, что являются судительными всех людей всех времен и различительными всех мыслей сердечных!

Но если видение, которое видел Исаия, относится до Словесной Энергии Сына Божия, то почему же видел Исаия на престоле, носимом четырьмя Животными, Самого Сына Человеческого? — Вот в этом-то мы и видим откровение нам Богом того, что Энергия Христа должна нами почитаться за Самого Христа и восприятие Глаголов Христа за восприятие Самого Христа, Который неотделим Существом Своим от Деятельности Своей.

Видел еще Исаия молниеносные блистания, исходящие от Престола Сына Человеческого, и под всем видением — подобие ладони человеческой поддерживающей все видение. Что же значат эти два образа? Думаю, что читатели, вспомнив все, что говорилось в сей книге о триединстве Энергии Божией, увидят вместе со мной в символической ладони, поддерживающей Сына Человеческого с Престолом Его, — символ произволительной Энергии Отца, а в образе молний и блистаний — символ Энергии Духа Святого. Итак, открыл Бог Пророку Исаии в этом видении не только дарование Глаголов Жизни, которые сошел принести в мир Слово Воплощенное, но и еще то, что сии Глаголы не суть деятельность единственно Сына, но в них участвуют Деятельностями Своими и Отец, и Дух Святый. Наконец, сподобился Исаия увидеть прообраз теснейшего единения христиан со Христом в приобщении Тела и Крови Христовых, когда Ангел, взяв раскаленный уголь с жертвенника Божия, прообразовательно приобщил им Исаию, и по снедении этого угля у Исаии отверзлись уста пророческие, и он исполнился Откровения и обрел дерзновение пред Богом.

И все сказанное, что видел Исаия, означает, по толкованию Св. Отцов (см. Макарий Егип. и др.) воцарение Христа в душе христианской.

Но не противоречит ли этот вывод с тем, что мы столько раз повторяли в книге, что Бог тройственной Энергией Своей воцаряется в христианах, и что Сущность Божия неприобщима твари, а здесь мы говорим, что Сам Христос воцаряется в христианине? — Действительно, Сущность Божия неприобщима твари, а приобщима только Энергия; но что же значит понятие — неприобщимость? Разве оно исключает присутствие Самого неприобщимого существа Божия в приобщимой Его Энергии? Бог всем Существом Своим вездесущ, и так как Сущность Его веруется нами быть препростой и неделимой, то Церковь учит веровать, что Бог на всяком месте владычествия Своего пребывает всем Существом Своим. Но ощутить эту вездеприсутствующую Сущность Божию и ощутительно соединиться с Ней не в силах ни Ангелы, ни люди, ибо сия Сущность неощутима для твари никоторым из чувств духовных, душевных и телесных, и в этом смысле — неприобщима твари. Но когда Бог благоволит проявить Себя которым-либо из благодатных Действий Своих, то тварь бывает способна ощущать эти проявления Энергии Божией и с нею соединяться, и ее воспринимать, и в этом смысле приобщаться Энергии Божией. Но если Бог неощутимо для нас вездесущ всем Существом Своим, то не тем паче ли должны мы верить в то, что Бог
всем Существом Своим присутствует там, где ощущается нами Благодать Его.

Если Энергия Его исповедуется нами быть неотделимой от Существа Божия, то как же нам иначе называть проявление Бога во Энергии Своей, как не словом
Сам Бог! Как же называть нам иначе Благодать и Истину Христову, вселяющуюся в нас, как не Самим Христом! Как же нам не называть ощутимой нами утешительной и разной другой Благодати Духа Святого — Духом Святым! Бога, в смысле Сущности Его, «никтоже виде нигдеже»; но всякая душа христианская должна веровать в соприсутствие с нею Самого Бога, как находящегося в ближайшем общении с нею: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть». Поэтому Церковь называет святых «Богоносными», ибо почитает облагодатствующую Святых Благодать за Самого Бога. Поэтому и о христианах говорит — «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Эта живая вера, что Сам Бог, Сам Христос, благодатно и духовно ощутимый нами, живет и действует в нас, есть то достояние истинного христианина, которое отличает его от христианина, оскудевшего верою. И вот почему великий пастырь о. Иоанн Кронштадтский, видя, сколько необходима для христиан эта живая вера в близкое присутствие к ним Самого Бога, Который в особенности Благодатию Своею присущ Имени Своему, так настойчиво повторял: «Имя Божие — Сам Бог», «Имя Господа Иисуса Христа — Сам Господь Иисус Христос». Эта формула для оскудевших верою «иyдеев» и «эллинов» показалась «юродством» и «соблазном»; для неповрежденных же в вере представляется формулой самой совершенной, ибо выражает Божественное достоинство сущности Имени Божия, которая есть Божественная Истина и Божественное Откровение, то есть Энергия Божия — «Тойжде Бог», а с другой стороны, эта формула тем дорога каждому христианину, и Богослову, и не Богослову, что возбуждает его к памятованию нашего живого общения с Самим Богом и с Самим Христом, и наипаче в призываемом Имени Его.

Итак, предоставим богословам и теософам тонкое богословствование о Энергии Божией, о приобщимости ее, о неприобщимости Сущности Божией и возвратимся к исповеданию коренной христианской истины, что — «Христос посреде нас». Сам, Сам Христос живет и действует в нас, братия, со Отцом и с Духом Святым со дня Крещения нашего! Сам Он и во Имени Своем, Сам Он и в Глаголах Своих! Сам Он всеисполненне, и всесовершенне, и существеннее в каждой крупице Св. Таин Тела и Крови Своих! Сам Он всюду с нами со Отцом и с Духом Святым — где призывается Имя Его, где воспоминаются Глаголы Его, где творятся заповеди Его, где совершаются Таинства Его, где знаменуется образ Креста Его, где изображен Лик Его, — всюду, где действует Благодать Его! А когда мы тяжко грешим, то вторично распинаем в себе Его Самого, от Крещения живущего в нас! Мы — тело церковное, Он — Глава Церкви! Мы грозды, Он — Лоза, соком, исходящим из Существа Его, исполняющий нас! Он Сам дал Себя нам в вечное наследие на Тайной Вечери и сказал: «Мир оставляю вам, Мир Мой даю вам», назвав этим именем Благодать Божию, Деятельность Божию, которую Он преподал Церкви. Преподал Господь Апостолам и завещал на Тайной Вечере в достояние вечное: Имя Свое, Глаголы Свои, Плоть и Кровь Свою.

Завещал Господь Церкви Имя Свое Святое и дал его в призывание и в священнодействование им. Явил также Имя Отца и Сына и Св. Духа. Дал и Глаголы Свои, завещав содержать их в памяти и исполнять их. Даровал Церкви Плоть и Кровь Свою и завещал навеки. И в заключение всех сих заветов сказал: «Сия глаголах вам да
во Мне Мир имате» (Ин. 16:33). То есть: восприимите завет, соединяйтесь со Мною Самим в наследии, которое завещаю вам и которое есть Я Сам, и вместе со Мною вселяйте в себя Мир Божий, триединую Деятельность Св. Троицы.

Но не только все это завещал Господь самолично Апостолам в прощальной беседе с ними, но и засвидетельствовал это Свое завещание пред Отцом Небесным, утвердив все сие Своею Первосвященническою Молитвою ко Отцу: «Явих Имя Твое человеком... Глаголы, их же дал еси Мне, дах им... Аз дах им Слово Твое...
Славу, [1] юже дал еси Mне, дах им... Да видят Славу Мою, юже дал еси Мне... И сказах им Имя Твое и скажу, да Любы, еюже Мя если возлюбил, в них будет, и Аз в них». Последние слова особенно ясно указывают нам на то, что под словами: Любовь, которою Отец возлюбил Сына, — Господь именует Благоволительную Энергию Отца и молит, чтобы эта Энергия вселиласьи в ЦерковьЕго, совместно с Энергией Сына, которая есть «Аз в них». Конечно, подразумевается прошение и о ниспослании Благодати Св. Духа. Итак, не можем ли мы заключить из всех этих слов, что Господь слово «Аз» относит ко всему завещанному наследию Своему, т. е. и к Имени Своему, и к Глаголам Своим, и тем паче к Телу и Крови Своей! И не о том ли заключительные молитвенные слова сей молитвы, чтобы Тридеятельная Любовь Трисиянной Троицы приобщилась бы Церкви Христовой! Ей, так, ибо в этом заключается высшее благо человечества, и в достижении сего должна заключаться цель жизни человечества.

Вот почему и заповедалГосподьискать прежде всего «Царствия Небесного и правды его». Вот это означают и слова Его, что Отец будет подавать «Духа Святого просящим у Него». В этом именно и состоит Молитва Господня — в прошении приобщения Тройственной Энергии Божией и в освобождении нашей тройственной деятельности от причастия энергии дьявольской.

И по образу этой первообразной молитвы построены и все молитвословия церковные, ибо в них сущность просьбы, выраженная теми или другими словами, заключается в испрошении у Бога приобщения нам Благой Деятельности Его.

Посему и мы заключим наше писание такой же молитвой.


Молитва ко Отцу Небесному.

Отче наш, Перво-Изволителю всех Благо-Изволений и Благо-Деяний Всесвятыя Троицы!

Иже еси на небесех, Иже Сиянием Твоим cияеши в небожителех, с Сыном Твоим и Духом Твоим Святым, пребогато приобщая их Твоего Трисветлаго Сияния! Усынови нас приобщением и нам Тройственной Благодати Твоея! Дабы сим приобщением святилось Имя Твое в нас и мы присно осиявались Откровениями Сына Твоего, глаголющими нам совершенства Твоя и глаголы оправданий Твоих! Дабы пришло к нам Царствие Твое воцарением Благодати Духа Святаго Твоего! Дабы была в нас и Воля Твоя, во еже и нам хотети и деяти о Благоволении: хотети, якоже Ангели Небеснии, токмо то, еже Ты благоволиши хотети, и волею произволяти, токмо еже Ты произволяеши волити, и любити Тя всеми силами духа, души и тела нашего: всем сердцем, всею душею, всею мыслию, всею крепостию нашею!

Приобщи же нас и Хлеба Сшедшаго с Небеси — Тела и Крове Сына Твоего, одесную Тебе на небеси Седяща, да напитаемся, да укрепимся, да обогатимся Духом Благодати Твоея, и да благодатно вселится в нас Сын Твой Иисус, с Тобою и с Духом Твоим Святым! Таже и яже на потребу нам в житии сем даруй!

И остави нам злая дела наша, имиже злое хотение диаволе сотворихом, и ихже ради и Твоего сладкого и светлого общения лишихомся и сынове диаволи сотворихомся, — якоже и мы оставляем должником нашим!

И не введи нас в искушение: не премолчи глаголати нам Истину Твою, да не покрыет нас тьма диавольская и да не прельстит нас враг ложью своей!

Но избави нас от лукаваго! Избави сердца наша от живущих в нас страстей! Очисти волю нашу от склонности ко греху! Исправи лукавое наше произволение, предпочитающее Истине Твоей лукавая советования диавола! Очисти сердца наши от лукавых похотений, яко грехолюбиви есмы!

Яко Добро-Детель Твоя и Сына и Духа Твоего Святаго покрывает небеса, и Причастие Твоего Трисветлаго Сияния сыны человеческия «сыны Божии» и «боги» по Благодати устрояет! Яко Твое есть Царствие и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь.


[1] Под «Славой» Божией понимается вообще Энергия Божия, по в данном случае под именем «Слава» Христова, которую Бог даровал Христу, понимаем в особенности обоженную и прославленную воскресением и вознесением Плоть Христову.