Виктор Аксючиц
Виктор Аксючиц. Транссознание и сознание.
    Подлинная антропология может быть сформулирована в универсальных образах и категориях христианского богословия и философии. На вопрос: кто есть человек? можно отвечать только с ответом на вопрос: Кто есть истинный Бог, Богочеловек, Триипостасный Бог? Что от божественного в человеке? – что и делает его человеком. Сознание, наряду с совестью и свободой, является основополагающим модусом человеческой личности. Исследовать это специфически человеческое проявление следует больше не снизу – со стороны материи, мозга и прочее, а с высших этажей бытия, – откуда, собственно, оно и происходит.

  Изначальный,
экзистенциальный (от лат. лат existentia – существование) факт: Творение-Самораспятие Бога явлен нам Богочеловеком, Иисусом Христом и в откровении Святой Троицы. Вечная душа человека создана Творцом, бытийствует до рождения-воплощения на земле до начала мировой истории. Самополагание души в предстоянии перед Творцом, принятие земного назначения в творческим диалоге с Богом задает основу человеческого существования в мире сем. Отсюда человеческая экзистенция не сводится к натуральной фактичности. Она представляет собой всеобъемлющий опыт существования личностного духа, укорененный в опыте мета-жизни, вбирающий опыт рождения в Боге, опыт доземного бытия, а также опыт земного существования. Поэтому экзистенция двуполярна. С одной стороны, она укоренена в трансцендентном. .Трансцендентный (лат. transcendere – переступать) – выходящий за границы реальности, сущность которого находится за пределами мира сего. измерениях, являет вечность в опыте земного существования. С другой стороны, экзистенция формируется в конкретной жизненной ситуации, в здесь-теперешнем, ибо земная миссия включена во вселенское творческое предназначение вечной души. Отсюда сущность (essentia – лат.) человека как сотворца Бога, как самотворящего духа выражается в его опыте всецелого существования.
 
Человек как экзистенция – существование вечной души – самотворящее свободное существо. Но в воплощенном состоянии в мире сем большинство людей теряет или забрасывает многие бытийные характеристики, влекомо инерцией исторического потока. Экзистенциальные измерения большинства живущих задаются в меньшей мере свободным самоосуществлением, в большей –  зависимостью от сложившихся форм существования, в которые они погружены изначально или вследствие своего выбора.
 
Вечный личностный дух способен реализовать свое небесное назначение только в воплощенном состоянии, и только при установке на небесные первоистоки. Подлинная экзистенция ориентирована религиозно – исходит из Божественного призыва к бытию и направлена на поиск Божественного предназначения, в мире сем взыскует не от мира сего. Поэтому вечная человеческая душа, путешествуя по вселенским пространствам и временам в стремлении к спасению, способна вполне открыть Отечество Небесное только через Отечество земное. Мы созидаем свою личность среди стихий мира сего, расширяя экзистенциальный опыт, который, с одной стороны, выводит в вечность, на индивидуальную встречу с Богом, с другой воссоединяет с родными и близкими душами, с народом, культурой, человечеством. Вся наша жизнь является экзистенциальным опытом в поисках себя, своей Родины – небесной и земной.
 
Трансцендентное или метафизическое (метафизический – букв. за-физический - надреальный, сверхреальный) «Я» соединяет вечную душу с Творцом, являет индивидуальный завет с Богом, ответный помысел о себе и своей творческой миссии в бытии, отражает место и роль в бытии, предложенные Творцом вечной душе и принятые ею. Из трансцендентного «Я» произрастает свободное самополагание личности в творческом диалоге с Богом.
 
По мере воплощения вечной души в мировой реальности формируется мирское, земное, собственно человеческое или трансцендентальное «Я».  Трансцендентальный (лат. transcendere – переступать). В данном случае не обусловленный эмпирическим опытом, то не эмпирическое, что движет эмпирическим. Оно отражает степень вхождения в мировую плоть трансцендентного «Я», является своего рода духовной «пуповиной», соединяющей душу с Богом. Выходя из предмирных измерений, трансцендентальное «Я» оказывается субъектом свободного самополагания в мирской реальности.
 
Вечный  личностный дух – искра Божия в человеке, образ и подобие Божие – несет прообраз личности, является инстанцией совести, любви и сознания – голоса Божьего в человеческой душе. Пробуждение и вхождение в жизнь личностного духа и, тем самым, становление личности в человеке – это процесс персонализации, который охватывает дух, душу и тело человека, а также формирует социальную сферу.
 
Человек разумный отличается от животного мира, прежде всего, наличием сознания. Но само сознание, наряду с совестью и любовью, есть модусы вечной души в тварном мире, сознание – это око души в мире сем. В той степени в какой человек осознает свой актуальный витальный, социальный, душевный и духовный опыт, его сознание расширяется, возвышается, усложняется. Сознание является стержнем экзистенциального опыта человека. Каковы источники и природа сознания?
 
Трансцендентное «Я» продуцирует трансцендентное сознание (транссознание) – сознание в вечности, осознание вечной человеческой душой своего предстояния перед Богом, своего небесного призвания и земного предназначения. Транссознание запечатлевает: 1) опыт творческого диалога малого творца с Творцом бытия; свободное самополагание души в предстоянии перед Богом; принятое вечной душой предназначение в бытии; 2) первообразы Божественного бытия, бытия в целом и собственного бытия; 3) универсальные идеи преображения бытия, общие для всех людей и индивидуально неповторимые смыслы бытия конкретного человека, – всеобщие и индивидуальные духовные генотипы; 4) помимо этого транссознание содержит всецелый экзистенциальный опыт вечной души, опыт метапревращений в процессе эпопеи космического воплощения вечных душ, общечеловеческий опыт исторически сбывшегося.
 
В свою очередь, трансцендентальное «Я» есть центр воплощенной части вечной души, входящей в мировую плоть. Человеческое сознание отражает воплощенную, то есть вошедшую в мировую плоть часть транссознания. Поэтому источник нашего сознания, «корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных» (Ф.М.Достоевский). Собственно взросление и совершенствование человека в этом измерении есть процесс трансцендирования – вхождение транссознательного в сознание и расширения сознания в транссознательное, что отражает степень воодуховления человека, с одной стороны, и степень воплощения человеческого духа, с другой.
 
Трансцендентальное «Я» является источником и носителем сознания. Центром человеческого сознания является самосознание – осознание себя, осмысленная самоидентификация. Если одним из основных признаков сознания является интенциональность (интенция - лат. intentio – намерение, тенденция, стремление) – направленность сознания на предмет или объект, то самосознание, помимо этого, обладает направленностью на себя, то есть трансцендентальной рефлексией. Это акт и процесс самоосмысления, отчета в собственных действиях, в том числе анализ собственной деятельности и явлений своего сознания.
 
На осознание собственного существования способен субъект, являющийся посланником транссуществующего. На чувство присутствия в данном месте и в данный момент времени способен субъект, сущность которого внепространственна и вне временная, выходит за пределы измерений данной реальности. Идентифицировать себя в мире, то есть различать себя и мир, способен субъект, основы идентичности которого трансцендентны миру.
 
Самосознающее «Я» погружено в сферу собственно сознания, которая представляет собой область знания – информации о внешнем и внутреннем, о себе и внешнем мире. Сознание как знание, в свою очередь, делится на сферу отчетливого знания и сферу смутного знания, предмет которого уже попал в сферу интенции, но не осознан вполне. Объем и содержание сознания меняются непрерывно.
 
Развитие человеческого сознания проходит через различные его ступени, порождает разнообразные его формы. Мышление – процесс активации сознания и околосознательных сфер самоопределяющимся центром личности (транссознанием); это вектор и акт сознания. Рассудок – способность сознания, направленная на познание причинное, дискурсивное, сосредоточенная по преимуществу на обыденной жизни. Большинство людей, находясь в непрерывной борьбе за существование, в большинстве своих состояний живет обыденным сознанием. Разумное возвышение и освобождение от инерций низшего сознания и всех околосознательных сфер требует мощного волевого усилия, поэтому только малая часть людей и только временно достигает высот разума. Но этими прозрениями сохраняется и духовно возвышается человечество. Разум – высшая форма сознания, познающая основы бытия и ценности, универсальную связь явлений; это активно творящее сознание, просвещенное транссознательным. В отрыве от транссознания разум неизбежно впадает в разнообразные соблазны и прельщения секулярной «свободы», порождает чудовища и фобии. Самодовлеющая инерция «автономного» разума ведет к богоборческому титанизму.
 
Единство сознания (всех его компонентов внешнего и внутреннего опыта, а также осознание единства переживаемого прошлого и настоящего) сохраняется в той степени, в какой функционирует самосознающее «Я». Точка самоидентификации, влекомая через сопротивление мирскости самоопределением человеческого духа, «плавает» в сфере сознания, между его центром и периферией, но может и выходить за его пределы в духовные, либо сумеречные сферы. В связи с этим порог сознания подвижен, сфера сознания непрерывно пульсирует – расширяется или сужается, проясняется или тускнеет, озаряется высшим светом или затмевается мирскими стихиями. Индивидуальное сознание в каждый момент времени взаимодействует с рядом сфер сверх- над- пред- под- или вне-сознания.
 
Процесс взаимоотношения индивидуального сознания с транссознанием сложен и драматичен. По мере духовного совершенствования человека его сознание открывается транссознанию. Вместе с тем, все завоевания сознания не гарантированы, все, что обретено сознанием, может утратиться и забыться. Чтобы удержатся на достигнутой высоте, человек вынужден непрерывно прилагать усилия возвышения в бытии.
 
Помимо этого, процесс взаимоотношения с транссознанием импульсивен: в каждый момент времени самосознающий субъект, в зависимости от душевного настроя и духовной ориентации, в чем-то «дотягивается» до измерений вечности, а в чем-то низвергается, в какие-то периоды просветляется транссознанием, а в какие-то затемняется мирскими стихиями либо самостным своеволием. Индивидуальное сознание недолговременно озаряется транссознательным в результате напряженного индивидуального творческого усилия, либо посредством традиционных духовных практик: молитвы, медитации, мистического опыта, – обращенных к Богу. В актах трансцендирования индивидуальное сознание расширяется, преисполняется новыми смыслами и возвышается до более высокого качества. Напротив, установка сознания, молитвы или медитации, взыскующие лжебогов – натуралистических, магических или инфернальных авторитетов, неизбежно ведут к деградации сознания.
 
Индивидуальное сознание младенца просыпается только в межчеловеческом общении, – дитя человека, выросшее вне общества, не способно сформироваться в полноценного человека. Очевидно, человеческая культура содержит некие духовные ключи, «заводящие» индивидуальное сознание, запускающие процесс вхождения транссознательного в человеческую душу. Иными словами, человек рождается в мир с определенным «семенем» сознания, которое прорастает в общении с родителями, с обществом, и через них – с небом. Извечно данное Отцом Небесным может пробудиться при помощи материнства и отцовства земного. Пробуждение и формирование индивидуального сознания происходит не только через вербальное, понятийное, рациональное общение, но и через разнообразные душевные, витальные, телесные, эмоциональные контакты младенца с родителями и с другими людьми. Во всех формах взаимодействия генетически заложенное протосознание младенца просыпается не в результате включения каких-либо физиологических механизмов, а трансляцией через человеческую культуру неких духовных кодов.
 
Сфера духовных «включателей» – это сверхсознание, культурно-цивилизационное средостение между индивидуальным сознанием и транссознанием. Сверхсознание хранит высшие нормы, повелевающие императивы, универсальные образы и представления, сформированные на языке и в образах конкретной культуры. На первых этапах формирования индивидуального сознания роль сверхсознания играет сознание и поведение родителей, окружающих, бытовая и культурная атмосфера. По мере взросления, пробуждения и формирования индивидуальное сознание дорастает до контакта, затем восприятия смыслов и содержания сверхсознательного – высших духовных достижений человеческой культуры. Но, пройдя эту пропедевтическую лествицу земного родительства, душа человека возрастает до контактов с транссознательным – обретает свою духовную пуповину, связывающую с Родителем Небесным. В той степени и поскольку происходит контакт с транссознательным, в такой степени можно говорить о полноте и глубине индивидуального сознания.
 
Жизнь в человеческой культуре пробуждает и воспитывает индивидуальное сознание, но на каком-то этапе самосовершенствования активно познающий человек ощущает сковывающие путы, испытывает потребность в критическом переосмыслении наличного. Отсюда отношения индивидуального сознания и культуры диалектически драматичны: только через культуру человек становиться разумным, но она не является самодостаточной для познающей интенции, иначе прекратилось бы ее расширение, обогащение. Каждый вполне одаренный и активный человек рано или поздно испытывает естественный скепсис в отношениях к общепринятым авторитетам – идолам разума. Но дальнейшее развитие зависит от того, на каких основаниях человек ревизует полученное наследие – либо возвышается до новых прозрений транссознания, либо низвергается до низших уровней и умаляется в бытии. В эту нишу здравого критицизма или революционности индивидуального сознания и проникает идейная мания, подменяя высшие сферы низшими, заменяя низвергнутых кумиров идеоманиями.
 
Сознание как таковое, основанное на индивидуальном самосознании, существует только у вечной личностной души в воплощенном состоянии. Соборное сознание человечества и народов не имеет реального субъекта самосознания, оно является носителем культурных традиций и духовных ценностей, которые приводятся в действие самоопределением самосознающей человеческой личности. Иными словами, носителем и выразителем национального самосознания является не народ или нация, а творческая личность, реализующая собственное самосознание в формах национальной культуры.
 
Волевое самосознание, выражающее духовное самоопределение человека, очерчивает в каждое мгновение сферу ясно осознанного, поэтому человек знает то, что хочет знать и не знает того, чего не хочет. Волевое праведное усилие открывает ум человека транссознанию, что резко расширяет и углубляет сферу осознаваемого. Нравственное и сознательное неразрывны, со-весть – восприятие душой вести Бога, отклик, ответ человеческого духа на весть-напоминание Божие о его вселенском творческом предназначении. Поэтому совесть открывает душу человека к восприятию транссознательного. Всякая искренняя молитва подлинному Богу очищает совесть и духовно насыщает сознание. Такие православные духовные практики как умная молитва, умное делание, духовное размышление служат расширению и возвышению сознания до транссознательного. Существует и духовная практика православного очищения сознания, опознания и изгнания его фантомов, идеоманий, фобий, – борьба с помыслами.
 
Кристаллизирующееся самосознающее «я» формирует сферу индивидуального сознания, которая, в свою очередь, взаимодействует с разнообразными околосознательными сферами. Прежде всего, содержание индивидуального сознания выражает экзистенциальный опыт человека, который аккумулирует и кристаллизует взаимную реакцию жизненного вызова и трансцендентного зова. Собственно вспышки реагирования на встречи земного с небесным в душе человека и возжигают новые смыслы индивидуального сознания. Содержание сознания вмещает непрерывный поток чувственных и умственных образов, структурированный в специфическую форму индивидуальным микрокосмосом. Каждое человеческое существо обладает неповторимым объемом и содержанием сознания, а также индивидуальным строением сознания, меняющимися в каждое мгновение.
 
Сознание обладает инструментарием непосредственного осознания реальности (внутренней и внешней), то есть сознание по определению ориентировано на непосредственное познание, опознавание, узнавание, осознание предметов, явлений и состояний носителя сознания.
 
Помимо непосредственной интенциональной установки – восприятия реальности, сознание «рассматривает» реальность через предсознание, которая вбирает то, что вошло в сферу жизненного интереса человека, охвачено его душевным опытом, но еще не осознается вполне. Предсознание аккумулирует (в форме ощущений, комплексов ощущений, чувственных восприятий, психических образов) реакции человеческого организма, психики и души на извне идущие раздражения, воздействия, вызовы. Феномены, зафиксированные в околосознательных формах душевного опыта, могут выполнять для сознания различные функции, в зависимости от самоопределения. Они могут играть роль «увеличительных стекол», позволяющих более явственно разглядеть интересующее в реальности, или «кривых зеркал», искажающих реальность, или «буфера», смягчающего восприятие жесткой реальности, или «кошеля», в который складываются опознанные, но не вполне осознанные смыслы для последующей их сознательной огранки. Предсознание может стать своего рода фильтром для сознания, а может быть сферой орудий, которыми сознание «черпает» реальность. Характерным свойством предсознания является его однонаправленность: оно содержит то, что сознание впускает в себя из реальности, но в нем нет того, что сознание испускает из себя, вытесняет во вне.
 
Непрерывно пульсирующее сознание вытесняет многие обретенные, но не вполне осознанные смыслы. В сферу подсознания выбрасывается то из жизненного опыта, что вызывает по тем или иным причинам чувство дискомфорта или опасности. Вытесненные тени смыслов давят на сознание либо взаимодействуют с сознанием через эмоциональную, сексуальную и физиологическую сферы, в виде приобретенных инстинктов, комплексов, аффектов, фобий, маний. Между различными механизмами подсознания и сознанием могут возникать конфликты, которые либо вытесняются в подсознание, либо сублимируются, осознаются и разрешаются. Другой слой подсознания формируется огромным потоком информации, которой сознание касается периферийно и которую вытесняет в кладовую подсознательного, где эта информация переваривается, утрясается, отлеживается, перерабатывается в иносознательных формах, соотносясь с другими сферами внесознательного. Этим знанием мы распоряжаемся не сознательно. При определенных условиях некоторые феномены подсознания вновь всплывают в сознании уже в новом качестве, в полусознательных либо вполне осознанных формах, в виде повелений, влечений, установок сознания, догадок, открытий, озарений. Подсознание содержит как отрицательный, так и положительный арсенал образов.
 
Общечеловеческое подсознательное является сферой культурных архетипов, в неосознанных формах фиксирующих духовный, душевный и социальный опыт человечества: свойственные всем людям основные мотивы и первоформы. Коллективное подсознательное содержит цивилизационные или национальные архетипы отношения к себе и внешнему миру, восприятия реальности, поведения,  а также влиятельные общественные установки, жизненные традиции, устойчивые образы и фантазии, разрешения, повеления и запреты, табуирующие и тотемические мифологемы. Из общечеловеческого и коллективного подсознания исходят некоторые общественные моральные принципы, неосознанно диктующие, что можно, а что нельзя, что прилично, и что неприлично. Индивидуальное подсознательное содержит индивидуальные архетипы – то из общечеловеческих архетипов, что воспринято индивидуальным опытом, а также неосознанные факты и феномены индивидуального жизненного опыта. Если предсознание является пограничной и однонаправленной сферой между реальностью и сознанием, то подсознание порождено сознанием, диалектически взаимодействует с сознанием и околосознательными сферами.
 
Подсознание хранит социальный, культурный опыт, бессознательное же – это генетическая память, содержащая информацию об энтелехийной, природной, физической эволюции человеческого существа: врожденные инстинкты, рефлексы, душевные, нервные и физиологические страсти, притяжения и отторжения, идиосинкразии, травмы. Человек как микрокосм несет в себе генную память о космосе и планетах, обо всех формах флоры и фауны, через которые пролагался путь воплощения его вечной души, соборной души человечества и народов. Как известно, в процессе созревания человеческий эмбрион вкратце «вспоминает» – проживает свою предысторию формирования в живое существо. Бессознательное человечества отражает общечеловеческие генотипы, индивидуальное бессознательное – генотипы индивидуальные.
 
Душа человека как вечный индивидуальный дух, как метафизический субъект миротворения, объемлет все сферы духовного, душевного и телесного опыта, все области сознания и околосознания. Низшая сфера души или животная душа - энтелехия  (см. концепцию энтелехии в книге «Под сенью Креста»), являясь формой тела, запечатлевает информацию о результатах и достижениях человеческого опыта: сознательном, подсознательном и бессознательном.
 
Транссознание охватывает метаисторическое и все измерения исторического. Сознание, окутанное и укутанное всеми околосознательными сферами, освещает только фрагменты исторического. Но именно сознание, черпая и обогащаясь сферами сверхсознательного, предсознательного, подсознательного, бессознательного, формирует то измерение, которое называется историческим. Сознание каждого человека исторично по природе своей, поскольку является не данностью, а процессом во времени, отражающим вхождение вечной души в мирскость, зарождение, пробуждение, развитие, уход из мира. История постольку существует, поскольку реальность бывшего осмыслена в настоящем во всецелой, просвещенной транссознанием установке сознания на будущее. Другими словами, история есть постольку, поскольку есть метаисторическое действие во времени, явленное в сознании. История – это феномен осознания экзистенциального опыта человека.
 
 
 
 
 
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------