Раздел 3. ЦЕРКОВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
Ибо ревность по доме Твоем снедает меня. Пс.68:10;  Ин.2:17
Открытое письмо правительству СССР по поводу изгнания Солженицына.
Лев Регельсон.
Александр Солженицын
Лев Регельсон в двумя дочерьми, 1973.
Вестник РСХД №111

       Безответственные правители великой страны!
  
   К длинному ряду ваших преступлений добавилось еще одно.

   Человека, который в глазах всего мира стал выразителем народной совести России, вы насильственно  оторвали от родной земли; человека, который всю свою творческую жизнь посвятил непримиримой борьбе с ложью, вы оболгали с такой силой ненависти, которой вы уже давно не удостаивали никого в нашем отечестве; человека, с именем которого стали связаны самые светлые надежды на духовное возрождение России, вы объявили изменником Родины.

   Изгнав его, вы нарушили свои собственные законы, ибо по вашим законам за то, в чем вы его обвинили, он подлежит не изгнанию, но смерти.

    Вы не решились убить его не потому, что вы гуманисты, – вы ими не были никогда; но вы, кажется, начали понемногу понимать ту старую истину, что в духовной борьбе убитый противник намного опаснее живого.

   В том, что вы начали это понимать, одна из великих заслуг Солженицына перед вашей собственной душой. Но вы поняли еще далеко не всё. Вы еще не поняли, что с выходом в свет «Архипелага ГУЛаг» пробил роковой для вас час истории; что с этого часа началось подведение итогов того эксперимента, которому вы подвергли Россию вместе с покоренными ею народами; эксперимента, грозные уроки которого послужат великим предостережением всему человечеству на все времена.

   Вы еще не поняли, что БИРНАМСКИЙ ЛЕС УЖЕ ПОШЕЛ, что вы имеете дело не с маленькой кучкой людей, решивших больше не лгать, но что на вас поднялись десятки миллионов убитых, замученных, опозоренных жертв, на чьей крови ваши архитекторы замешали цемент того здания, в котором мы с вами ныне живем и которое обречено на крушение.

  Они давно уже стучатся в нашу жизнь, но некому было открыть им дверь; Солженицын сделал это  и отныне ход истории становится качественно иным, ибо в их лице в нее вошла новая и неодолимая  сила, перед которой вся ваша несостоятельность вскроется быстро и неизбежно.

   Вы напрасно пытаетесь оправдаться тем, что не успели принять личного участия в наиболее грандиозных злодеяниях прошлого; если вы, зная об этих злодеяниях, продолжаете насаждать почти божеские почести Ленину, воспитываете молодежь на примере Дзержинского, вменяете в вину Сталину только репрессии против партийного аппарата, если вы, боясь гнева собственного народа, продолжаете хранить в тайне  архивы ЧК-ГПУ-НКВД, если вы даже «Архипелаг ГУЛаг» опубликовать не можете – то вы воистину  преемники и наследники палачей, связанные с ними круговой порукой и несущие общую с ними  ответственность перед Богом и перед человеческим родом.

   Больше того, вы не только наследники, вы сами палачи. Генерал Григоренко в сумасшедшем доме, великий русский писатель Солженицын в изгнании, академику Сахарову вы угрожаете наемными убийцами, а сколько людей за последние годы вы посадили в тюрьму только за то, что они говорили правду!

  «Архипелаг ГУЛаг» – это обвинительный акт, которым открывается судебный процесс человеческого рода против вас – от тех, кто замыслил, до тех, кто сейчас завершает великое преступление против человечества, начавшееся 7 ноября 1917 года. Свидетелям обвинения уже не страшны ваши застенки. Живых вы можете арестовать, живых вы можете запрятать в сумасшедшие дома, живых вы можете убить –  но когда оживают и восстают мертвые, то с ними вы уже не можете сделать ничего.

  Преступники, что вы сделали с Россией!

  Когда великая страна истекала кровью в борьбе с национальным врагом, когда получив, наконец, свободу, она мучительно и творчески искала новых форм государственного и социального существования, вы, кучка заговорщиков, присвоили себе право решать судьбу народа, предательски захватили власть и начали строить свой новый мир, положив в его основу ложь и насилие.

  Вы объявили «мир народам» – и это означало, что вы начинаете войну против собственного народа. Вы считали людей своими врагами не только за то, что они оказывали вам какое-то сопротивление, но за то, что они принадлежали к определенному классу, сословию, национальности или вероисповеданию, будь это женщины или дети, беспомощные инвалиды или старики.

  Вы дали землю крестьянам, и это была снова ложь, ибо это означало «хлеб – государству». А вскоре отняли и землю.

  Вы объявили: «мир хижинам, война дворцам» и, захватив дворцы для себя, через десять лет начали такую войну против хижин, какой не знало человечество.

  Вы объявили «диктатуру пролетариата» и, лишив рабочих всякой возможности бороться за улучшение условий труда, подвергли их такой эксплуатации, какая им и не снилась до революции.

  Вы объявили «свободу совести» и сразу же принялись уничтожать и растлевать Церковь –  драгоценнейшее достояние России, ее живую душу, ее материнское лоно, ее святое святых.

  Ничто человеческое не было для вас священным, кроме ваших бредовых фантасмагорий, ради осуществления которых вы с самого начала были готовы залить мир потоками крови.

  Довольно уже называть вас мечтателями-идеалистами, слишком дорого обошлись ваши мечты человечеству. Пора призвать вас к ответственности за ту историческую практику, в которую воплотились ваши мечты.

  Вас предупреждали, что вы идете по ложному и опасному пути: вспомните пророческие предупреждения мыслителей, вышедших из вашей же среды – Бердяева и Булгакова – чьих идей вы смертельно боялись; вспомните предупреждения вашего же праотца – Плеханова; вспомните предупреждения наиболее трезвых из ваших же фракционеров. Вы остались глухи в своем фанатическом упорстве. Когда вы развернули свои злодеяния в масштабе всей страны, на вас обрушились грозные обличения Патриарха Церкви, в которых соединились голос Божий с голосом народной совести. Весь церковный народ был убежден, что вы коварно УБИЛИ Патриарха, убили его тогда, когда он уже не представлял для вас никакой политической опасности.

  Ничто не остановило и не вразумило вас: ни величие духа ваших жертв, ни вымирание огромных областей страны, ни бездонное море сиротских слез, ни засухи, ни моровые язвы.

  Наглые богоборцы, вы продолжали громоздить кровь на кровь, преступление на преступление. Вы шли путем Каина, восстав на Бога и отечество и пытаясь построить счастье детей на крови братьев.
И пусть паралич, которым Бог покарал вашего первого вождя, послужит вам пророческим прообразом того духовного паралича, который ныне неминуемо надвигается на вас.

  Вы пролили кровь Авеля, расправившись с беззащитными священниками и монахами, вся вина которых была в том, что они, подражая первым русским святым и покровителям Русской Земли – страстотерпцам Борису и Глебу, – предпочли умереть, но ни словом, ни делом не принять участия в кровавой междоусобице, которую вы, братоубийцы, развязали в русской земле.

  Вспомните и вашу расправу с сынами Сифа, с десятком миллионов лучших земледельцев России –  вспомните сейчас, когда едите американский хлеб.

  Вспомните, как с самого начала в ваших недрах зародилось ЧК – эта раковая опухоль, этот черный орден во главе с кроваво-сентиментальным мистиком, это государство в государстве, неподвластное никакому, даже вашему партийному контролю. Не содрогнется ли мир, когда раскроются тайны этого ордена, недра которого были поистине адом на земле!

Знайте – нет ничего тайного, что не стало бы явным!

  Вспомните о той страшной угрозе человечеству, которая возникла, когда вы, всегда лживые, корыстные и беспринципные во внешней политике, задумали заключить союз с фашизмом и поделить с ним мир. Сталин и Гитлер, НКВД и ГЕСТАПО, объединенные в одно целое, – этот кошмарный призрак едва не стал исторической реальностью.

  Но, несмотря на все ваши старания, Россия была еще недобита – слишком прочными оказались ее душа и тело, созидавшиеся десять веков. Гитлер, видимо, лучше вас понимал, против кого он воюет, начиная войну в День всех русских святых. Как вы были напуганы тогда! Как дрожал голос вашего вождя! Как он вдруг вспомнил, что те, кого он уничтожал миллионами и презрительно называл «винтиками», – на самом деле «дорогие братья и сестры»!

   Вы потерпели поражение в войне с фашизмом, вы оказались несостоятельными в духовном, экономическом и военном отношении.

   Но на краю гибели проснулась Россия и, хранимая крестным благословением матерей, вдохновляемая проснувшимся народным чувством, еще раз выполнила свою историческую миссию и спасла человечество от той формы социализма, которую ныне называют «коричневой чумой». А как вас назовут, вы не задумывались?

  На свое горе, Россия вынесла из огня и вас, своих паразитов, пронизавших всё ее могучее тело и отравивших ее многострадальную душу.

   Еще не закончилась война, а вы уже начали расправу с победителями. Тех, кто нес по дорогам Европы знамя освобождения, вы заставили, как египетских рабов в эпоху фараонов, под палками лагерных надсмотрщиков созидать «великие стройки коммунизма».

  Недобитых узников немецких концлагерей вы прямым ходом перебросили в концлагеря советские, и в застенках НКВД их ожидали трофейные машины для пыток, с которыми они уже познакомились в Гестапо. Особый и небывалый мир представлял в то время «Архипелаг ГУЛаг», и в этом бурлящем котле, невидимо для вас, слепых вождей, шла напряженная духовная работа, закладывающая подлинные основы грядущего национального и, может быть, всемирного возрождения.

  А вам тем временем не давали покоя лавры нацистов. Вы задумали осуществить в подвластной вам части света «окончательное решение еврейского вопроса». Помните тех  врачей, с которых началась операция разгрома сочиненного вами международного еврейского заговора? Вы хотели внушить русскому народу лживую идею о том, что главную вину за преступления и бедствия прошлого несете не вы и не сам русский народ, а евреи, навязавшие России свою злую волю. Но воздается каждому по делам его! И если много было евреев в вашей ленинской гвардии, то воздается им, равно как и всем прочим. Но козлом отпущения для всех они не будут, не надейтесь! Отвечайте сами за свои преступления!

  Вспомните, идолопоклонники, какое мрачное исступление охватило вас всех, когда оказалось, что «светоч человечества», единственный человек в коммунистическом лагере, который имел право принимать какие-то решения, обожествленный кумир, которому вы передоверили свою душу и совесть, оказался таким же прахом земным, как и вы все, и, как гласит легенда, придушенный своими верными соратниками, отправился: телом – к своему предшественнику в Мавзолей, душой – на суд Божий.

  Вспомните те тысячи раздавленных и растоптанных людей, которые стали посмертной жертвой этому кровавому Молоху. Будто мало ему было при жизни!

   Как дальше жить? Как жить без него, – спрашивали вы себя?

   Но вот – живем.

  Прошло несколько лет, и, раздавив с помощью танков и авиации восстания заключенных в Воркуте и  Джезказгане, вы решили, наконец, что рабский труд не эффективен, что не уютно жить в постоянном смертельном страхе друг перед другом, и начали свою куцую реабилитацию, из всего преступного прошлого раскрыв лишь репрессии Сталина против неугодных ему партийных вожаков.

  Вы предприняли безнадежную попытку гальванизировать духовный труп, в который уже превратилась ваша секта, вспрыснув в нее энергии революции и гражданской войны, попытались вернуться от Сталина -  к Ленину, от реакции – к «золотому веку» вашей недолговечной истории.

  Замелькали потрепанные фильмы, вспомнили «Интернационал», Государственный гимн стал «песней без слов», снова, как при Ленине, стали закрывать и взрывать церкви, а ваш шутовской король застучал ботинком на Генеральной Ассамблее и замелькал на художественных выставках.

  Как-то раз, перерезав весь скот, вы на один сезон чуть было не догнали Америку по производству мяса, а потом, оторвав от учебы и службы студентов и солдат, бросили их лихорадочно вспахивать те земли, которые пятьдесят лет назад спокойно и уверенно начал осваивать Столыпин, и, если бы не ваша революция, была бы и сейчас Россия житницей мира.

  Могли бы Индию кормить, а теперь висим у Америки на шее!

  И догнали бы Америку даже в науке и экономике, если бы, опять же, не ваша революция, прервавшая бурное экономическое развитие, истребившая инженерные и научные кадры, создавшая уродливую и бездарную систему хозяйствования.

  Культура же русская... вечная память ей!

  О том, как вы гуманизировали внешнюю политику, пусть расскажут Венгрия и Чехословакия.

   Ну, а для тех, кто всерьез принял разговоры о демократизации, кто всерьез решил, что их считают людьми, несущими ответственность за судьбы своего общества и государства, – для тех открылись сумасшедшие дома. Открыты и теперь.

  Вот и вся ваша история.

  Семь, а точнее, пять лет – Ленин, 28 – Сталин, год – Маленков, 10 – Хрущев, да вы, нынешние – 10, и все вы друг друга поносите, и остается вам один Ленин, потому что вас-то ваши преемники уж точно, понесут.

  И вот эти первые пять лет – все, чем вы пытаетесь гордиться в вашей истории, – они-то и есть самые страшные. Хватит рассказывать сказки о пресловутой человечности Ленина. Он был первый лжец и насильник и продолжает быть наставником всех последующих. Ложь и насилие сочатся из каждой строки его писаний, из каждого его декрета, из каждого подписанного им приказа о расстреле и массовом терроре.
   
   Что же теперь?

   На чем вы держитесь?

  Во внешней политике – на примитивной демагогии и грубой военной мощи; во внутренней – на традициях страха и лжи, глубоко внедрившихся в душу советского человека.

   И на этой основе, в союзе с хитроумными политиками, обманывающими свой народ и нарушающими принципы демократии, вы хотите созидать «мир и безопасность» для всего Человечества?

   Да кто, зная вас, поверит в вашу искренность?

   Китайцев боитесь – вот и всё ваше миролюбие!

   И правильно делаете, что боитесь, только недостаточно боитесь!

   Вырастили у себя под боком, вскормили и вспоили чудовище, готовое пожрать весь мир и в первую очередь – Россию. О чем вы раньше думали?

   О чем вы теперь думаете, видя в Китае повторение вашей же кровавой истории и продолжая цепляться за марксистские догмы, в которые и сами толком не верите?

   Неужели вы всерьез собираетесь с коммунистическими лозунгами встретить идущий на вас войной коммунистический Китай? С томиками Ленина против томиков Ленина? Скажем откровенно – они куда ближе к реальному Ленину, чем вы.

Ваша идеология, ставшая уже для вас мертвой фразой, ваша бессмысленная верность преступному прошлому, от которого давно пора отречься, разоблачив его полностью и окончательно – всё это связывает вас по рукам и ногам, побуждая совершать одну государственную ошибку за другой.

   Ваша экономика в тупике, научно-техническое творчество задыхается под прессом государственно-партийной бюрократии, армия лишена того сознания высокой цели, без которой нельзя побеждать, вся страна окружена атмосферой страха и ненависти.

  Кто только не постарается всадить нож в спину России, если начнется война с Китаем? Кто добровольно протянет руку помощи?

   В критическую минуту истории вы стоите на высоком и ответственном посту.

  Найдите в себе силы одуматься и, не обольщаясь фальшивыми, вами же созданными мифами, взглянуть правде в глаза!

  Не губите Россию! Не навлекайте на нее гнев народов!

   И уж если война с Китаем неизбежна, то, пока еще есть время, дайте народной душе очиститься перед великим и страшным испытанием!
           
   Верните Солженицына!

   Опубликуйте «Архипелаг ГУЛаг»!

   Прекратите травлю людей, говорящих правду!

  Предоставьте народу гражданские свободы и хозяйственную инициативу с целью возрождения общественного сознания и здоровой экономики!

  И вот что еще мы должны вам сказать – ибо кто скажет вам об этом?
Знайте, что душа любого из вас, каким бы тяжким грехом она ни обременялась, есть драгоценность для Бога, большая, чем все сокровища мира.

  Вспомните благословение матерей, вспомните благословение родной земли, вспомните, как коротки оставшиеся дни вашей жизни.

  Может быть, задумается кто-то из вас: а всё же нет ли над всеми нами Того, Который спросит за всё?

  Не сомневайтесь – есть.

  И спросит, и ответите.

  Еще не поздно.

  Отнимите Россию у Каина и отдайте ее Богу, ибо кровь Авеля вопиет от земли...


  Лев Регельсон    17 февраля 1974 г.

  Вестник РСХД   № 111, 1974