Ангелы
2. Об ангелах Божьих– верных и неверных (разговор в полдень, высоко в горах). 

      

























ТЕО.
Согласно Библии, АНГЕЛЫ (ивр. МАЛЕАХ, абх. АМАЛЫКЬ) – это Божьи вестники, служители и помощники Творца. Однако с самого начала необходимо напомнить важное положение христианского богословия о превосходстве человека над ангелами. Св. Григорий Палама  утверждал: «Бог дал нам господство над землей. Ангелы же не имеют тела, соединенного с духом и подчиненного духу; поэтому они и не властвуют, а лишь исполняют волю Бога».
Богословы спорят о том, когда были сотворены ангелы: в иудейской традиции чаще всего говорят о первом или втором дне творения; по мнению Иеронима (христианского автора 4–5 вв.), это произошло задолго до сотворения мира.   

           АБХ. Общим местом всех мифологий является представление, что весь видимый мир населен и «трепещет» от невидимых душ и воль; по словам Фалеса, «все полно богов». В монотеистических религиях эти духи ответственны перед Единым Богом, являясь посредниками между «горним» и «дольним» миром. Патриарх  Иаков увидел во сне лестницу от неба до земли, по которой сходят и восходят ангелы. В Евангельских текстах ангелы возвещают и славят рождение Христа, его воскресение и вознесение; ангелы являются апостолам, участвуют в апокалиптических сценах.      
          Считается, что ангелы «бестелесны», в отличие от человека и животных не подвержены плотским нуждам и страстям, являются девственниками (по разным версиям, это андрогины или бесполые существа). В библейских текстах встречаются упоминания о том, что природа ангелов родственна свету, ветру, молниям и «огненным» небесным светилам, а также очистительному огню жертвоприношений. В народных абхазских преданиях «ангелы света» – существа добрые и скромные, чистые как дети, бескорыстно помогающие людям. Некоторые ангелы посещают дом, где родился ребенок, и приносят весть о будущей судьбе и подстерегающих его опасностях; потом они становятся ангелами-хранителями этого человека, появляясь в критические моменты жизни.
 
КРИ. Стоп, стоп! Вы что же, всерьез  верите в реальное существование ангелов? Ведь вы же современные люди, а ТЕО – не только богослов, но еще и физик по образованию!
 
ТЕО. Как физик, я полагаю, что современная наука оказалась беспомощной перед лицом мистического опыта человечества из-за того, что она отказывается принимать идею о существовании особой «психической материи». /Как теолог,/ я считаю наиболее перспективной гипотезу о том, что Бог сотворил скрытую вакуумную первоматерию, возбуждение которой и вызвало появление физической и психической материи, относительно обособленных. Сошлюсь на авторитет ряда христианских экзегетов, которые толкуют первые слова Библии «в начале сотворил Бог небо и землю» как указание на сотворение духовного и материального мира. Следующим актом Божественной воли я считаю создание из психической материи Ангелов, предназначенных для управления эволюцией. Однако крайне важно не упускать из виду основополагающий богословский тезис: Творец вмешивается в дела мира и человечества только в самые решающие, переломные моменты их истории.   
Существует огромная  область физических явлений, где влияние психической материи практически не сказывается; современные «точные науки» занимаются только этой областью. Но любое физическое тело, в том числе живой организм, порождает «психическое тело», повторяющее его атомную структуру. В дальнейшем, употребляя термины «психика» или «душа», мы будем иметь в виду именно это психическое тело. Чем выше стоит организм на лестнице эволюции (в процессе «цефализации», по Тейяр-де-Шардену), тем самостоятельней и устойчивей становится его психика, тем сильнее ее обратное воздействие на физическое тело. Здоровая душа противодействует деструктивным процессам в теле – старению и болезням; больная душа способствует этим процессам.  После смерти человека его тело постепенно распадается (за некоторыми исключениями, такими как мощи святых), тогда как душа переходит к автономному существованию.  При этом психическое тело сохраняет информационную память не только обо всех структурах физического тела, но и обо всех процессах, которые в нем протекали от зачатия до смерти.
 
КРИ. Можно ли представить себе такую «душу», которая была бы устроена так же сложно, как человеческое тело? Ведь если молекулы ДНК в клетках новорожденного младенца  вытянуть в одну линию, ее длина будет в 20 раз больше расстояния от Земли до Солнца! А число связей между нейронами головного мозга человека вообще не поддается воображению, хотя для умственной деятельности используется не более 4%  этих связей. Но гораздо важнее другое: многие верующие могут с порога отвергнуть идею отождествления «души» и «ангелов» с каким-то сомнительным «психическим телом». Как бы на этом месте они просто-напросто не захлопнули нашу книгу!
 
АБХ. Умные – не захлопнут, хотя бы из любопытства. Вспомним замечательную песню Александра Галича о Мессе И.-С. Баха:
 
И поет орган, что всему итог –
Это вечный сон, это тлен и прах.
«Не кощунствуй, Бах!», – говорит Бог.
«А Ты дослушай, Бог!», – говорит Бах,
Ты дослушай…
 
ТЕО. Для тех, кто готов дослушать, продолжу. Хотя сотворенные Богом ангелы обладают свободой воли, первоначально они не имеют собственных мыслей и чувств. Однако, участвуя в эволюции, они воспринимают импульсы не только от своего Творца, но и от животных, и от человека. Именно от них ангелы могут «заразиться»  своеволием  (чуждым самой их природе), пожелать на свой лад управлять отдельными людьми, церковными общинами, городами и странами. Толкуя библейскую книгу Даниила (Дан. 10: 13), Иоанн Златоуст  утверждал, что «ангелы народов» могут даже вступать в конфликты друг с другом, помогая своим подопечным в их войнах.
 
КРИ. Хороши «ангелы Божьи»!
 
ТЕО. Они действительно хороши, так как их природе совершенно чужды индивидуализм, взаимная вражда. Хотя ангелов много, каждый из них воспринимает себя как луч единого источника света. Можно сказать, что иерархия тварных ангелов воспроизводит картину постепенного разворачивания и структурирования нетварных Божественных Энергий. При этом старший по иерархии ангел служит для младших непосредственным проводником Высшей воли. Тот ангел, который почему-либо решается разорвать эту связь, извращает свою природу, совершает акт грехопадения и увлекает за собой всю нижестоящую иерархию. Такой «сонм ангелов» превращается в демонов, которые способны переселяться в разные тела (в том числе человеческие), служа для них «генераторами вожделений». Заразившись от хищников кровожадностью и похотью, они могут доводить животный эгоизм человека до безумия и абсурда. Согласно Евангелию, одного такого одержимого бесами человека исцелил Иисус, причем изгнанный Им «нечистый дух» гордо заявил: «легион  имя мне, потому что нас много» (Мк. 5: 9). Можно предположить, что падшие ангелы способны бесконтрольно «размножаться» (почкованием или клонированием) и заселять небесные тела.
 
АБХ. Не исключено, что одна из таких демонических рас вселилась в древних ящеров и занялась бессмысленным наращиванием размеров их тел, заводя в тупик эту ветвь эволюции. Отголосок подобных представлений можно найти в сюжетах многих мифов и легенд, где действуют огромные огнедышащие драконы, оборотни, бесы и прочая нечисть. 
В отличие от них, верные, добрые ангелы Господни (которые часто /иногда – и то вопрос/ отождествляются с духами предков) нередко считаются слабыми и беспомощными. Я слышал от абхазской сказительницы Фатимы Адлейба-Квициния из села Атара о том, что явившийся ей дух умершего с горечью сказал: «мы вам сочувствуем, но ничего сделать не можем, потому что наша сила – как сила мухи».
 
ТЕО. По свидетельству психологов, многим современным людям (в том числе весьма незаурядным) хорошо знаком опыт воспоминаний о собственных «прошлых жизнях». Это загадочное свойство психики можно объяснить тем, что падшие ангелы кочуют из одного тела в другое, извлекая из них структурную информацию и сохраняя память о своих перевоплощениях. Для таких духов естественно стремиться вырваться из плена физической материи – вожделенной, но чуждой их природе. Именно они вдохновляют проповедников Веданты, зороастризма и буддизма, внушают человеку отвращение к собственному телу и стремление вернуться в  Пустоту, Ничто, Нирвану. Вероятно, такими же «ангелическими» переживаниями были заражены утонченные последователи  философии  Платона, гностиков и манихеев.
Дионисий Ареопагит  считал эманацией Божества и материальный, и духовный мир. Этот авторитетный христианский теолог V в. н.э. насчитывал девять ангельских чинов, причем он не проводил четкой границы между ними и проявлениями нетварных Божественных Энергий. Я же утверждаю, что сотворенными духами являются только архангелы и подчиненные им ангелы.
 
КРИ. Предлагаю внимательно разобраться с этими «девятью чинами ангельскими». С.С. Аверинцев, считает, что доктрина Ареопагита («Псевдо-Дионисия») возникла под влиянием неопифагорейской и неоплатонической мистики чисел. В ее христианской версии «девятирица» («триада триад») воспринималась как самое священное из чисел, представляющее развертывание Энергий Троицы. Первая, высшая триада (самая близкая к Богу) – серафимы, херувимы и престолы; вторая – господства, силы и власти; третья (ближняя к миру и человеку) – начала, архангелы и ангелы.  Традиция выделения различных разрядов «ангельского воинства» имеет библейские истоки, хотя и состав, и иерархия духов выглядят по-разному в Ветхом и Новом Завете, у Григория Богослова и Кирилла Иерусалимского.
 
АБХ. В легендах и мифах число «три» и «трижды три» тоже символически выделены. Сказочный герой отправляется совершать подвиги в тридевятое царство  есть ли это у абхазов?/; в греческой мифологии названы три или девять муз; средневековая рыцарская культура знает девять славных витязей (трех язычников, трех иудеев и трех христиан) /так ли?/; поговорка о «девяти жизнях кошки» предполагает замыкание циклической полноты  именно на числе девять. Примеры фольклорных параллелей можно умножать…
 
ТЕО. И все же напомню, что священным числом Библии является не только тройка (конечно, она главная!),  но и четверка.  Так, Иоанн Богослов свидетельствует о своем видении Престола Божьего, окруженного четырьмя крылатыми «животными», которые символизируют нетварные Энергии (Откр. 4: 7). Им должны соответствовать четыре высших тварных Архангела. Известны имена двух из них, верных Богу, – это архангелы Михаил и Гавриил. Названо и прозвище архангела, отпавшего от Бога в критический момент истории человечества, – «сатана» (ивр. САТАН, араб. ШАЙТАН). Я же выдвигаю гипотезу, что в драме сотворения и эволюции мира участвует еще один носитель богоборческого начала, причем на него наложено Божественное проклятие, включающее лишение имени.
Этот мятежный архангел был заключен в особое место психического пространства – в «бездну» или, по церковной терминологии, в «преисподнюю». Однако после этого он не потерял возможности влиять на земные дела через подвластные ему духи (как уголовник в тюрьме – через своих подручных на воле). На протяжении всей истории эти «духи преисподней» использовали свои «человекоорудия», и только в битвах «последних времен» предстоит окончательное их сокрушение.
 
КРИ. Напомним, что термин «человекоорудие» предложил русский мистик Даниил Андреев – автор знаменитой «Розы мира» (М., 1991). Главным представителем преисподней христианская традиция считает «антихриста», названного «человеком греха и сыном погибели» (2 Фес. 2: 3). Многих властителей, нарушающих волю Божью, Церковь обличала как предтеч или «подручных» антихриста. В ХХ веке этого звания «удостоились» и Гитлер, и Сталин, и Мао Цзе Дун, и Пол Пот…  Нравственное чувство охотно соглашается с желанием заклеймить подобных злодеев, но разум призывает относиться к этому с осторожностью. Слишком многие сейчас присваивают себе право называть слугами антихриста «жидо-масонов», Горбачева, Ельцина – и любого человека, не разделяющего их взгляды…
 
ТЕО. Именно поэтому я считаю необходимым преодолеть путаницу в картине мирового зла. Суть преисподней и ее «человекоорудий» – в презрении к человеческой личности, которое находит свое крайнее выражение в убийстве невинного, в насилии, издевательстве над беззащитным. В этом – предельный вызов Творцу жизни, наглая дерзость преступника, считающего себя вправе безнаказанно уничтожать эту жизнь. Последний вздох жертвы кажется палачу моментом его высшего торжества, доказательством того, что над ним нет никакого Судьи, никакой Высшей Справедливости. Единственное, что доступно пониманию злодея, – это противоположность  власти и подчинения, силы и слабости. Поэтому Творец наказывает палача тем, что ставит его в полную зависимость от жертвы. Католический теолог Доминик Бартелеми (в книге «Бог и Его образ, М., 1988) точно формулирует положение: «Бог даровал самим жертвам власть выносить приговор убийцам или их миловать».
 
АБХ. Однажды в «тонком сне» мне было дано понять, что вдохновитель антихриста в наши дни вполне реально готовится к «выходу из бездны» (Откр. 11: 7). Поэтому так важно понять цели и стратегию этого «князя преисподней», с которым уже наши дети или внуки могут столкнуться лицом к лицу.
Библейские пророки упоминают два условных обозначения этого бывшего архангела – ЛЕВИАФАН («связанный», «плененный») и РАХАВ («упрямый», «гордый» или «дурной, злой»). Последнему именованию ближе всего по звучанию абхазские слова: РЭЙХАБ  («самый старший») и РАХАЖЭ («древний владыка», где корень ЖЭ передает оттенок презрения). В Ветхом Завете тоже встречается пренебрежительное именование падшего архангела – БЕГЕМОТ («бехамот» – коптское слово, означающее «водяной бык»). В народных преданиях этого «бегемота» реалистично помещают в Египте, где, как известно, были широко распространены зооморфные культы. Но в Библии о нем же говорится как о грозной  мятежной силе, для сокрушения которой понадобилось вмешательство самого Всевышнего: «только Сотворивший его может приблизить к нему меч свой» (Иов. 40: 14).  
 
ТЕО. Попробуем понять, откуда же взялась сила РАХАВА. Согласно своему призванию, он раньше других архангелов начал воздействовать на  эволюцию живой материи. Сама природа любого ангела предполагает постоянную подпитку от Божественных Энергий, но РАХАВ пожелал быть независимым от Бога, найти иной источник жизни. В сотворенном Богом мире повсюду – в воздухе, воде, земле, солнечном тепле – была разлита  особая жизненная сила ЭЙД (ивр. «пар из земли, нагретый воздух»). Именно этой чистой тварной энергией овладел РАХАВ или ШЭЙД  (ивр. «тот, чей ЭЙД»), но такое питание оказалось для него либо недостаточным, либо слишком «вегетарианским». И РАХАВ  научился действовать как умелый «генетик» и «селекционер», выведя, в частности, гигантских ящеров – динозавров и прочих «завров», мощные животные энергии которых только и оказались адекватными его природе.  Их гибель по воле Творца должна была послужить «первым предупреждением» мятежному архангелу. Неслучайно библейские пророки вели бескомпромиссную борьбу с зооморфными культами, в которых они безошибочно угадывали поклонение  духам преисподней, вселившимся в животных.
 
АБХ. Возможно, именно поэтому возникли зафиксированные в Библии запреты употреблять в пищу «нечистых» животных – тех, в которые чаще всего вселялись мятежные духи. 
 
КРИ. Антропологи объясняют эти запреты гораздо проще: мудрые законодатели Ветхого Завета заметили, что на их землях едоки свинины часто тяжело болели (с точки зрения современной медицины, сальмонолезом).  Это разумное соображение вскоре было забыто, но у иудеев и мусульман навсегда  закрепилось психологическое отвращение к свиньям как к «нечистым» животным.   
 
АБХ. И все-таки «есть многое на свете, друг Гораций /что философии не снилось вашей/…», то есть не поддается подобным рациональным /и скучным/ объяснениям. С библейских времен и вплоть до наших дней у многих народов живет представление о «ритуальной чистоте» животных, предназначенных для жертвоприношений Богу. Их священная кровь необходима для очищения земли, отравленной эманациями бессмысленной жестокости и похоти.   
 
ТЕО. Решающим моментом падения РАХАВА могла стать его попытка  «перехватить инициативу»  Творца  по сотворению существа высшего типа – человека. Вмешавшись в эволюцию его биологических предков («питекантропов», «неандертальцев», «кроманьонцев»), РАХАВ научился использовать в своих интересах их огромные психофизические возможности.
Можно предположить, что мятежному архангелу удалось искусственно вывести особую породу или «расу», которая достигла наивысшего могущества в эпоху легендарной Атлантиды (отсюда – излюбленная теософами идея «атлантической расы»). Эта оккультная цивилизация тоталитарного типа послужила образцом для проекта гитлеровского «Третьего Рейха». А на заре истории появление «атлантов» грозило разрушить главные замыслы Творца о мире и человеке. Именно в этот момент стало необходимо вмешательство Бога, который осудил Атлантиду на гибель, изгнав РАХАВА под землю (или в бездну морскую), чтобы оградить от него биосферу планеты.
И все же РАХАВУ дважды удастся  вырваться из своего заточения, чтобы с помощью своего союзника САТАНА попытаться изменить ход истории человечества. Первый раз это произойдет во время «грехопадения» Адама, второй – в апокалиптическую эпоху, когда в образе «зверя, выходящего из моря» он сможет на время даже «вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13: 1-7).
 
КРИ. Мы так забежали вперед и столько всего наговорили – научного и антинаучного, что сейчас стоит напомнить ошарашенному читателю важное предупреждение, с которого начинались наши беседы: все образы и события, описанные в Библии, имеют символический смысл, к ним нужно относиться как к воплощению Божественной педагогики. Я считаю совершенно невозможным считать предлагаемую картину борьбы в «высших сферах» столь же реалистичной, как обычные описания природы. Представлять себе Небесного Кузнеца, ангелов и чудовищ существами, реально взаимодействующими с людьми и животными, – это значило бы «вернуться в детство», когда мы охотно верили всем сказкам и басням. Однако нет сомнений в том, что священные предания концентрируют тысячелетний мистический опыт человечества и потому заслуживают самого пристального внимания. Об этом должны помнить и те читатели, которые предпочитают опираться на привычные школьные установки.
Нас всех учили, что в результате биологической эволюции появились сначала «предки человека» – питекантропы, синантропы и др., а примерно 40-35 тыс. лет назад – кроманьонцы, которые относятся к тому же виду, что и мы, – «Нomo sapiens» («человек разумный»).   В результате новейших археологических открытий «разумными» стали считать и гораздо более древних «неандертальцев», в поселениях которых были обнаружены не только обработанные орудия и охотничьи трофеи, но и произведения «палеолитического искусства».  В отличие от этих научных представлений, в Библии, как известно, говорится о сотворении Богом первого человека – Адама. Нам еще предстоит подробно обсудить существующие интерпретации этого ключевого события Священной истории.
 
ТЕО. Я вовсе не собираюсь в угоду школьным предрассудкам отказываться от своего убеждения, что сотворение Адама – вполне реальное событие, причем оно должно быть датировано с опорой на Библию, а не на археологию. Это вовсе не означает, что я настаиваю на буквальном толковании библейских «шести дней творения». Это было бы слишком наивным даже для той эпохи, когда складывался библейский текст, а апостол Петр уже объяснял христианской общине: «у Господа один день (ивр. ЙОМ), как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3: 8). По данным современной научной космологии, возраст Вселенной – около 10 млрд. лет.
Нужно учитывать, что слово ЙОМ масоретской рукописи может быть переведено не только традиционно, как «день», но и как «этап» (эволюции – добавим мы). Согласно другой версии, предложенной еще Иоанном Златоустом, в Библии  речь идет о шести днях, в течение которых Моисей получал от Бога откровение о творении мира: «И слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней» (Исх. 24: 16).
 
КРИ. Стоит прислушаться к тому опыту восприятия исторического времени, который вытекает из концепции К.-Г. Юнга. Этот подход великолепно выразил Томас Манн в своем знаменитом романе «Иосиф и его братья»:
 
Нас занимают не числовые выражения времени, а то уничтожение времени в тайне взаимозаменяемости предания и пророчества, которое придает слову «некогда» двойное значение прошлого и будущего, и тем самым заряжает это слово потенцией настоящего.
 
Писатель употребляет образ множества «кулис», за которыми лежит череда «мысов» (как для человека, идущего берегом океана), которые влекут к себе и волнуют каждого, кто устремляется вглубь времен. Так, за греко-римским миром, который считается эталоном «древности», мы находим коренных жителей Греции – пеласгов. За ними можно обнаружить еще более «коренных», – вероятно, колонистов с затонувшего материка Атлантиды, а за этой «кулисой» – еще более древние, ранее погибшие земли. Поэтому, по словам Т. Манна, народы Востока поступали умно и благочестиво, считая зачинателями своей культуры богов. Смутные воспоминания, которые в мифах приобретают все новые и новые формы,  восходят к катастрофам огромной древности, но питаются впечатлениями позднейших событий того же рода.      
 
ТЕО. Но прежде чем мы начнем спорить на эту тему, давайте попробуем понять роль еще одного участника событий Священной истории – уже упомянутого нами САТАНА / ШАЙТАНА. У христиан вошло в обыкновение употреблять слово «сатана» для обозначения абсолютного зла, но это может привести к серьезным духовным ошибкам.
Этимология  имени САТАН на основе абхазского языка  – «свет Бога» (ША, СА – «свет», АН – «Небесный Бог-Творец»). Это толкование, соответствующее латинскому имени ЛЮЦИФЕР (Lucifer – «светоносец»), подтверждается словами апостола Павла: «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11: 14).         
 
САТАН и его иерархия должны были, по замыслу Творца, содействовать воспитанию высших духовных качеств человека. Апостол называет этого архангела «князем, господствующим в воздухе» (Еф. 2: 2). Я думаю, что  «воздух» этого текста можно интерпретировать как верхние слои психической материи, в Псалтири названные так: «небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148: 4). Такие «воды» (ивр. МАИМ) – древний мифологический символ животворной силы; неслучайно  глагол ЛЕМАМШАЛ (ивр. «управлять», «властвовать») содержит компонент МА.  
У господина этих «высших сфер» могло сложиться убеждение (ошибочное, но не преступное), что цель эволюции – постепенное уподобление ангелам всего человеческого рода. Подозревая человека в низменных влечениях, в его зависимости от духа преисподней, ЛЮЦИФЕР стремился освободить его от животных энергий и страстей,  в конечном счете, – от физической материи.
Религия, в наибольшей степени выразившая претензии САТАНА на роль спасителя человечества, – это манихейство, где дух резко противопоставляется материи как злому и греховному, низшему началу.  Благодаря мощной проповеди вавилонского пророка Мани в 3 в. н.э., этот дуалистический принцип  получил широкое распространение в провинциях Римской империи и едва не вытеснил еще не окрепшее христианство. Сторонником манихейства в юности был, в частности, отец Церкви блаженный Августин. После того как манихейство потеряло былой авторитет, «дух САТАНА» хронически возрождался в различных религиозных и философских формах – в зороастрийстве, ведантизме, гностицизме, буддизме. Настоящий «взрыв» духовной активности, вдохновленный ЛЮЦИФЕРОМ,  произошел в разных частях планеты в 800–200 годы до н.э.; этот период был назван Карлом Ясперсом «осевым временем» мировой истории.  Влияние Люцифера можно обнаружить во многих сектантских движениях всех христианских конфессий, в увлечениях современной интеллигенции теософией и антропософией, синкретической религиозностью «нью-эйджа».
 
КРИ. Я решительно протестую против включения в эту компанию  концепции Карла Ясперса. Очень не хочется «лить воду на мельницу» его яростного противника Льва Гумилева, обличающего дело мудрецов «осевой эпохи» в качестве «рефлексии мятущейся персоны». Гумилевский пафос защиты «жизнеутверждающих» ценностей – родной земли, традиций предков, «пассионарных» вождей – разделяют националисты всех мастей, которые боятся всего «чужого», недоступного их пониманию. А ведь немецкий философ говорил о «философской вере», разрушившей барьеры между культурами разных народов и разных эпох. Благодаря этому стала возможной «безграничная коммуникация» между людьми, разделенными временем и пространством. Их связывает глубокая заинтересованность «последними вопросами бытия» – о смысле жизни, смертности человека, его трагическом положении в мире и т.п. Как можно усмотреть в этом «дух САТАНА» с его недоверием к природе человека? По сути дела, у Ясперса  речь идет о пробуждении личности, самосознания «человека в полном смысле слова», которого вы именуете Адамом. Не могу не отметить, снова забегая вперед, что предлагаемая вами датировка «сотворения человека» хорошо укладывается в рамки «осевого времени».         
 
АБХ. Друзья, по-моему, вы слишком увлеклись полемикой. Предлагаю вернуться к повествованию о том, каким образом «светоносный» архангел свернул с пути служения Богу. В Коране приводится такая любопытная подробность: САТАН (ИБЛИС), отказываясь поклониться Адаму, говорит Аллаху: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» (7: 12/11).
Возможно, высокомерие архангела объясняется тем, что вплоть до «осевого времени» его иерархия не получала от человечества достаточного питания – интенсивных эманаций мистических переживаний, «возвышенных» чувств.  Только после того как на Востоке сложилась  практика йоги, САТАН научил человека сублимировать первичную животную энергию «кундалини» (сконцентрированную у основания позвоночника) и через купол головы отправлять ее ввысь, «мировому духу» – себе любимому.
 
ТЕО. Посмотрим, как выглядят отношения этого архангела с Богом и человеком во время событий, описанных в Библии. Пророк Иезекииль говорит о нем: «Ты находился в Эдеме, саду Божием… Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» (Иез. 28: 14). Пророк Исайя называет САТАНА «сыном зари», пророчествуя о его судьбе в апокалиптическую эпоху: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: …“взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”» (Ис. 14: 12-14).
В Ветхом Завете внушениям САТАНА приписываются все грехи «избранного народа», например, поклонение «золотому тельцу» – вопреки закону, полученному на Синае.  Наиболее подробно о нем говорится в прологе книги Иова (1: 6-12; 2: 1-7). Там «сатана» приходит к Яхве вместе с другими «сынами Божьими» и получает от Него разрешение испытать верность праведного Иова, подвергнув его немыслимым горестям и болезням. В этих эпизодах архангел – собеседник Бога, хотя он дерзает спорить с Ним, клеветать на человека, вполне заслуживая своих прозвищ: «враг», «лукавый», «клеветник» (греч. «диаболос», слав. «диавол»).  Поведение этого «дьявола» сближает его с образом «змия» в сценах грехопадения человека, где он клевещет уже на самого Бога. 
Однако САТАН еще не был «падшим ангелом» даже в то время, когда он в пустыне предлагал человеку Иисусу признать его главенство и поклониться ему. В церковно-славянском богослужебном тексте сохранился ответ Иисуса, имеющий исключительное значение: «Иди за Мною, сатано». Значит, в это время САТАН еще не проклят (в принципе он мог остаться служителем Господа), но своим ответом Иисус подчеркивает онтологическое превосходство человека над ангелом.  В синодальном переводе на русский язык Его фраза меняет смысл: «Отойди от меня, сатана» (Мф. 4: 10; Лк. 4: 8). Вокруг соответствующего греческого текста еще у древних отцов церкви возникли серьезные разногласия, и спор на эту тему до сих пор остается неразрешенным.
Постепенно в христианстве укрепилась тенденция к отождествлению двух архангелов-богоборцев: чтобы избежать опасности оправдания САТАНА, переводчики предпочли подчеркнуть, что Господь отверг, изгнал его (как и РАХАВА). И все же в посланиях евангелистов сказанное о САТАНЕ («сатане», «лукавом», «диаволе») никак не может относиться к РАХАВУ, заключенному в преисподней. Напомним эти тексты. Апостол Павел: «мы хотели придти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фес. 2: 18); «будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5). Апостол Петр: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий зверь, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5: 8). Апостол Иоанн: «рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 2: 13). Значит, в евангельские времена САТАН имел возможность воздействовать на человека, не был отгорожен от него непреодолимой преградой.
Момент потери архангелом его места у престола Божьего наступил только после того, как семьдесят учеников, посланных Иисусом на проповедь нового учения, возвратились к Нему из разных городов с радостным сообщением: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10: 17). Это означало победу Иисуса, Его полный успех в деле спасения человечества от духов преисподней. Тогда страшная зависть, бессильная злоба охватила САТАНА, что и толкнуло его на путь бунта, мятежа против своего Творца. Сразу после этого Иисус свидетельствует: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10: 18). Обратите внимание: «не сброшенного», не «изгнанного», а именно «спадшего»; значит,  САТАН сам низринулся вниз, в тварный космос, сам предпочел его положению рядом с Творцом.
Богословы ставят в параллель этому событию образ Иуды Искариота (апостола Иисуса Христа, но предавшего Его), о котором в Евангелии прямо сказано, что в момент решающего выбора «вошел в него сатана» (Ин. 13: 27). В описании самоубийства Иуды говорится, что он «низринулся» (Деян. 1: 18), побуждаемый падшим духом. Напомним, что в пустыне САТАН («диавол») безуспешно искушал самого Иисуса сделать то же самое: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз» (Лк. 4: 9).
А ведь находятся апологеты Иуды, которые считают его предательство высшим подвигом: он якобы помог Учителю выполнить Его миссию, разделив судьбу Иисуса своим тайным самоубийством и приняв на себя тяжкий крест проклятия всех христианских народов. Эту изощренную моральную казуистику как раз и разоблачает связь образа Иуды с САТАНОМ, которого средневековая традиция отождествляла с «князьями бесов» – Азазелем, Велиаром, Вельзевулом (в конечном счете, с духами преисподней).
 
АБХ. Народная фантазия наделяла «сатану» телом исполинских размеров, чудовищным смешением человеческих и животных черт, многорукостью, огромной пастью, которая считалась входом в ад (выражение «попасть в ад» означало «быть сожранным сатаной»). Иудеи верили, что указ Амана об их уничтожении был написан на пергаменте, который  держал в руках сам сатана.
Образ САТАНА вдохновлял  не только  народную фантазию, но и  авторов ряда литературных шедевров. У Данте в «Божественной комедии»  Сатана изображен наполовину вмерзшим в лед ада, причем у него три лица: красное – символ гнева, бледно-желтое – символ бессилия, а также черное, означающее невежество. Джон Мильтон придает Сатане мрачную величавость, делает его эпическим героем. В эпоху романтизма «демонические» персонажи Байрона, Лермонтова – это вольнолюбивые мятежники, вызывающие симпатии либеральной интеллигенции. У Анатоля Франса  в «Восстании ангелов» мятежник Сатана –  вполне положительный герой, который, однако, теряет симпатичные черты, когда после победы восстания ангелов приходит к власти.
«Реабилитацией сатанизма» занимались многие декаденты и авангардисты XIX–XX вв. Шарлю Бодлеру, например, принадлежит поэма под названием «Литания Сатане». С.С. Аверинцев отмечает, что традиционное отвращение к этому персонажу  попытался вернуть Толкиен, у которого в «Повелителе колец»  Сатана (под именем Саурона) выглядит страшным, унылым и внутренне мертвым космическим властолюбцем.
 
ТЕО. Мы уделили столько внимания врагам Бога и рода человеческого, что теперь совершенно необходимо уточнить роли двух архангелов, хранящих верность Ему, – как они  представлены в Священных преданиях.  
ГАВРИИЛ (ивр. ГАБРИЭЛЬ, араб. ДЖИБРИЛ, «сила Божья») – не только «вестник», как все ангелы; его предназначение – раскрывать смысл пророческих видений и событий, имеющих отношение к приходу МЕССИИ. В Ветхом Завете говорится, что этот «старший из ангелов» призван «научить разумению» пророка Даниила (Дан. 8: 16-26; 9: 21-27).  В Новом Завете ГАВРИИЛ предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его будущее служение как «предтечи» Иисуса Христа (Лк. 1: 9-20). Но главное для христиан, знаковое событие – это БЛАГОВЕЩЕНИЕ: явившись Деве Марии, ГАВРИИЛ предсказывает рождение от Нее Мессии  (ХРИСТА) и велит дать ему имя ИИСУС.
 
АБХ. В некоторых апокрифах ГАВРИИЛУ приписывается особая власть над природными стихиями – над водой и созреванием плодов, а чаще всего – над огнем; считается, что именно этот архангел вызволял из «пещи огненной» Авраама и трех отроков. В «Книге Еноха» Гавриил возглавляет ангелов, охраняющих рай от посягательств «врагов Божьих».
В средневековом искусстве было принято изображать этого архангела с белой лилией в руках – символом непорочности Девы Марии. В «Песне о Роланде» Гавриил посылает вещие сны Карлу Великому и напоминает о его долге защищать христиан всего мира.
 
ТЕО.  Гораздо больше сведений  и в Библии, и в народных преданиях относится ко второму верному Богу архангелу, по имени МИХАИЛ  (ивр. МИКАЭЛЬ, что обычно переводится –  «кто, как Бог»). В Ветхом Завете Михаил выступает  как защитник еврейского народа от «князя царства Персидского» (Дан. 10: 13), является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта.  Как мы уже говорили, в «Откровении» Иоанна Богослова архистратиг МИХАИЛ сражается с ДРАКОНОМ (дьяволом, сатаной), но он же считается «ангелом милосердия», просителем за людей у Бога. Как предстоящий перед Его троном  (отсюда его греческий  титул МЕТАТРОН), Михаил заносит имена праведников в «книгу жизни».
 
АБХ. В некоторых апокрифах можно найти сведения, важные для наших будущих толкований библейских текстов. Например, в «Книге Еноха» говорится, что МИХАИЛ является хранителем таинственных письмен – тех магических слов (ЛОГОСОВ), силой которых были сотворены небеса и земля (Ен. 60: 12).  В общем, этот персонаж выступает как посредник между Богом и людьми. Согласно одним народным преданиям, архангел Михаил сопровождает души  праведников к вратам Небесного Иерусалима; согласно другим, архистратиг со своей ратью стоит у этих врат, преграждая вход грешникам. В древнерусском искусстве МИХАИЛ часто изображался рядом с князьями как покровитель воинской славы.
 
КРИ. Нам еще предстоит обсудить вашу смелую интерпретацию «Троицы» Андрея Рублева: правый ангел на этой великой иконе – это пророческий образ архангела Михаила, ставшего человеком.
Заинтриговав читателя, подведем итоги  нашего представления главных действующих лиц драмы Священной истории. Ее автор и режиссер – Небесный Бог-Творец АН, воплощенный в различных образах библейских и народных традиций. Непосредственными исполнителями воли Божьей являются небесные воинства двух верных архангелов – Гавриила и Михаила; противником Творца выступает мятежник Рахав, а роль Сатана была различной на разных этапах истории. Теперь мы можем приступить к выяснению сложных вопросов о том, где именно и каким образом разворачивались первые сцены  драмы творения человека.