Письмо митр. Сергия Сталину от 5 сент. 1943 г.
Сергий (Страгородский) в патриаршем клобуке, 1943 г.
Митрополит Алексий (Симанский) с медалью "За оборону Ленинграда"
Владимир Дубровицкий, протоиерей Никольского Собора с медалью "За оборону Ленинграда"
Протодиакон Маслов с медалью
"За оборону Ленинграда"
Тегеранская Конференция глав правительств трех союзных держав: И.В.Cталин, Ф.Д.Рузвельт, У.Черчилль.
Протоиерей Александр Смирнов, отв. редактор ЖМП
Обновленческий митрополит Александр (Введенский)
Катакомбный священник Серафим Батюков
Иеромонах Иеракс (Бочаров)
Отец Петр (Шипков), г.Боровск
Епископ Афанасий Сахаров в ссылке в гор. Ишим.
Ноябрь 1942 - Декабрь 1943
1943 сентябрь-декабрь
23 авг./5 сент.
Сообщения в центральных газетах о встрече Cталина с тремя митрополитами:
«...Во время беседы Митрополит Сергий довел до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах Православной Церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода. Глава правительства товарищ И.В.СТАЛИН сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны правительства не будет к этому препятствий».          Известия, 1943, 5 сент.

26авг./8 сент.

Открытие Собора епископов для избрания Патриарха и образования при нем Синода. Состав Собора: 3 митрополита, 11 архиепископов,  5 епископов.

Из доклада митр. Сергия «О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны»:
"...Я, между прочим, в свое время обратился к нашему церковному обществу с предложением собрать средства на устройство танковой колонны имени Дмитрия Донского. Мною руководило желание повторить пример Преподобного Сергия, который на поле брани выслал двух схимников...

Так и наши танки, думал я, не Бог знает, какая это могла быть помощь  нашему русскому воину и воинству, но это было наше благословение,  это был знак того, что Церковь не ocтавляет воинов и на поле брани, что она благословляет их и готова участвовать с ними в самых боях, чтобы добиться освобождения нашей Святой Руси от нашествия иноплеменников. Мы все-таки собрали больше 8 миллионов на это".
Доклад митр. Алексия "Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны".

Обращение Собора Епископов РПЦ ко всем христианам мира.
Отлучение от Церкви всех изменников вере и отечеству. Из текста отлучения:
"...Как Иуда погубил свою душу и телом понес исключительное наказание еще здесь, на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и каиновой участи на земле.
...Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана".  ЖМП, 1943, N 1

30 авг./12 сент.
День памяти св. Александра Невского.
Торжественная интронизация Патриарха Сергия в Богоявленском (Елоховском) соборе.
Деяние Собора Епископов об избрании Патриарха огласил настоятель собора протоиерей Николай (Колчицкий).
Послание Патриарха Сергия пастве.  Известительные грамоты Вocточным Патриархам.    ЖМП, 1943, N 1

1942-44
Состояние иосифлянского движения во время войны.
М.Шкаровский:
До войны в Ленинграде активно действовали тайные иосифлянские общины. В период блокады они расценивались как вражеские, активно выявлялись и уничтожались органами НКВД. В справке начальника Управления НКВД по Ленинградской области от 1 октября 1942 г. указывалось, что в городе с начала войны вскрыто и ликвидировано 625 контрреволюционных групп и формирований, из них 7 церковно-сектантских. «Истинно-православных» власти называли сектантами, так что речь идет, вероятно, именно о них. Пока известна только одна из этих групп – тайная иосифлянская община, существовавшая с 1937 г. в северном ленинградском пригороде Коломяги и возглавлявшаяся проживавшим нелегально архимандритом Клавдием (Савинским). В справке Управления НКВД по Ленинградской области, направленной 1 октября 1942 г. в горком ВКП(б) указывалось: «За время Отечественной войны в Ленинграде и Ленинградской области церковники и сектанты активизировали свою подрывную работу... В 1942 г. в пригороде Ленинграда вскрыта и ликвидирована антисоветская организация церковников... В состав этой организации входили бывшие кулаки- церковники, монахини, лица без определенных занятий, приверженцы так называемого иосифлянского церковного течения... Показаниями арестованных установлено, что Савинский и его активные сообщники, создав в местечке Коломяги нелегальную церковь, на протяжении ряда лет совершали тайные религиозные обряды, привлекали через обряды к церковной деятельности чуждые и антисоветские элементы, молодежь и вели среди них антисоветскую агитацию... ».
 
Аресты членов общины продолжались с 17 июня по 14 июля 1942 г. Всего по делу проходило 18 человек. 3 августа Военный Трибунал войск НКВД Ленинградского округа приговорил 3 человек – архимандрита Клавдия, монахиню Евдокию (Дешкину) и А.Ф. Чистякова к смертной казни, а остальных 15 к различным срокам заключения. 12 августа трех осужденных расстреляли. Хотя страшная блокадная зима 1941-1942 гг. и массовая эвакуация многократно сократили иосифлянскую паству в Ленинграде, известны случаи разгрома тайных общин в городе и после октября 1942 г. Так, известный стрельнинский протоиерей Михаил Рождественский, освободившись из Беломорбалтлага, в 1938 г. нелегально поселился в Ленинграде, скрывался у знакомых и служил по ночам. Арестован он был только 19 января 1943 г. на Крещение Господне во время Божественной литургии вместе с другими членами тайной общины. 13 марта Военный Трибунал войск НКВД Ленинградского округа приговорил о. Михаила к 10 годам лагерей, и он находился в заключении под Воркутой до 1955 г..
 
В период Великой Отечественной войны на оккупированной германскими войсками части Ленинградской области иосифляне нередко легализовали свою деятельность. «Псковская Православная Миссия» воссоединяла их с Московской патриархией: прот. Алексия Кибардина, диакона Михаила Яковлева, прот. Димитрия Кратирова и др. Последний в 1943 г. был вывезен из Новгорода в Германию. В 1945-1946 гг. он служил настоятелем русского собора в Берлине, община которого перешла в юрисдикцию Московской Патриархии.
 
Подобная ситуация существовала и в других районах страны – на Украине, южных областях России. Так, в Таганроге и Азове в период оккупации активно действовали вышедшие из подполья иоанниты. Они выпускали свои воззвания, сотрудничали в периодических изданиях. После разгрома германских войск многие их руководители ушли на запад. Некоторые П.Шахметьев, Молчанов (Гусев) были арестованы и осуждены. Часть иоаннитов снова перешла на нелегальное положение.
 
Середину 1940-х гг. можно считать фактическим концом иосифлянского движения. Последние его представители окончательно теряют свою обособленность. Значительная часть из немногих выживших в лагерях известных иосифлянских деятелей примирилась с Патриархией – протоиереи Василий Верюжский, Алексий Кибардин, Василий Венустов, Константин Быстреевский и др. За ними последовала и их прежняя паства.     М.Шкаровский. Православие при социализме. Гоударственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.
 
Сентябрь
Поздравительныe телеграммы Патриарху Сергию: первые – от Христофора, Патриарха Александрийского и принцессы Греческой Ирины, затем от других Православных Патриархов и от глав Англиканской Церкви в Англии, США и Канаде.               ЖМП, 1943, N 2, стр. 11-15
 
Сентябрь
Разрешение немецких властей на организацию собрания епископов РПЦЗ.
В.Шкаровский:
За все годы войны немцы ни разу не дали возможности архиереям РПЦЗ собраться на Собор или митр. Анастасию посетить территорию рейха. Но после выборов патр. Сергия референт Рейхминистерства Церк. Дел Колреп отправил 23 сентября телеграмму в Белград о том, что запланированные в Вене переговоры митрополитов Анастасия и Серафима (Ляде) в связи с избранием патр. Сергия имеют известное политическое значение, и сам Колреп теперь намерен с поездкой главы РПЦЗ согласиться, «тем более что этим нам предоставляется единственная в своем роде возможность для получения влияния на Белградский Синод».  М. В. Шкаровский. Цит. по В.Гомартели. Летопись.
 
19-23 сент. (н.с.)
Пребывание делегации Англиканской Церкви Великобритании в Москве по приглашению Московского Патриарха: Архиеп. Йоркский С.В.Гамбетт и два капеллана. ЖМП, 1943, N 2, с. 18-23
 
Октябрь
Выход в свет книги "Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война ("сборник документов"; 100 стр.; под редакцией  митр. Николая (Ярушевича). ЖМП, 1943, N 3, стр. 8
 
7 октября
Постановление Совнаркома № 1095 о создании Совета по делам Русской Православной Церкви. Это постановление подписал лично Сталин, также на документе стоит подпись управляющего делами СНК СССР Я. Чадаева.
Из текста Постановления: "Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР осуществляет связь между Правительством СССР и Патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской Православной Церкви, требующим решения Правительства СССР... Совет по делам Русской Православной Церкви имеет при Совнаркомах союзных и автономных республиках, обл(край) исполкомах своих уполномоченных."
Портал "Богослов. Ru" 27 января 2011 г.
Онищенко Александр Борисович
http://www.bogoslov.ru/text/1415465.html
 
11 октября
Впервые за все годы советской власти 12 ленинградским священнослужителям была вручена правительственная награда - медаль "За оборону Ленинграда".
 
21 октября
Совещание в Вене 8 епископов РПЦЗ во главе с митр. Анастасием.
Постановление о незаконности избрания Патриарха Сергия.
Пункты Постановления в изложении В.Гомартели:
1. Избрание Патриарха Сергия носит характер не церковный, а политический. Оно произошло по указке Сталина. Архиерейский Собор РПЦМП обвинялся в нарушении 30 правила святых апостолов и 3 правила VII Вселенского Собора. Следует заметить, что желание снова иметь Патриарха в РПЦ на Родине было действительно общецерковным и давно желанным. И если того захотел и Сталин, дав разрешение на созыв Собора, то здесь произошло такое же совпадение между позицией Церкви и политикой правящего режима, как в случае с самим Архиерейским Совещанием РПЦЗ 1943 года в Вене и его непризнанием нового патриарха.
 
2. Процедура выборов Патриарха на Московском Соборе в сентябре 1943 г. не соответствовала постановлению Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., так как в выборах не участвовали клирики и миряне.
 
3. На Московском Архиерейском Соборе 1943 г. не участвовали епископы, находившиеся в ссылках и заключении, катакомбное духовенство, епископат, РПЦЗ и оккупированных областей вообще, насчитывавший более 30 архиереев, в то время как в выборах Патриарха Сергия участвовали только 19 Преосвященных.
 
В.Шкаровский:
Совещание составило и направило германским властям меморандум, заключавший ряд смелых требований. Меморандум является наилучшим доказательством того, что Совещание принимало решения самостоятельно, а не по указке нацистов.
 
В нем, прежде всего, следует выделить протест против недопущения нацистами зарубежного русского духовенства на оккупированную территорию СССР. Меморандум требовал "устранения всех препятствий, которые мешают свободному передвижению епископов с этой стороны фронта", воссоединению архиереев "на занятых территориях и заграницей". (Никитин А. К. Положение русской православной общины в Германии в период нацистского режима (1933-1945 гг.) // Ежегодная Богословская Конференция ПСТБИ. Материалы. M., 1998).
 
Деятельным выражением этого протеста стала хиротония участниками Совещания епископа Григория (Борискевича). Он был рукоположен для Белорусской Автономной Церкви и получил титул епископа Гомельского и Мозырьского. На Соборе было принято воззвание к русским верующим, совещание не послало никаких приветствий Гитлеру или другим руководителям III рейха. Неожиданным для нацистских ведомств оказался третий принятый документ. Он фактически содержал критику германской политики в отношении Русской Церкви и включал требования, направленные на предоставление ей большей свободы:
«1) Свободное развитие и укрепление Православной Церкви в оккупированных областях и объединение всех православных освобожденных от советской власти церковных областей и Зарубежной Православной Церкви под одним общим церковным возглавлением служило бы залогом наибольшего успеха этих частей Русской Церкви в борьбе с безбожным коммунизмом…
3) Необходимо предоставление русским рабочим в Германии свободного удовлетворения своих духовных нужд.
4) Ввиду большого количества разнообразных русских воинских частей в составе германской армии, необходимо учреждение института военных священников…
6) Более энергичная проповедь православного религиозно-нравственного мировоззрения…
9) Возбудить ходатайство о введении апологетических передач по радио.
10) Организация духовных библиотек при приходах…
13) Предоставление православной церковной власти возможности открытия духовных школ и организации пастырских и религиозно-нравственных курсов».
М. В. Шкаровский. РПЦЗ на Балканах в годы Второй Мировой войны. Григорий (Граббе). Архиерейский Синод во II Мировую войну. Цит. по В.Гомартели. Летопись.
 
27 октября
Прошение митр. Сергия, направленное Г. Карпову:
"Прошу Вас возбудить перед Правительством СССР ходатайство об амнистии перечисленным в прилагаемом списке лицам, которых я бы желал привлечь к церковной работе под моим ведением. Я не беру на себя решать вопрос, насколько эти лица заслужили отбываемое ими наказание. Но я питаю уверенность, что оказанная им со стороны Правительства милость побудит их (и даст возможность) приложить все свое старание, чтобы показать свою лояльность Правительству СССР и без следа загладить прошлую вину".
К заявлению приложен список на 26 священнослужителей, в том числе 24 архиереев:
митрополиты Евгений (Зернов), Павел (Борисовский), архиепископы Ювеналий (Масловский), Алексий (Кузнецов), Павлин (Крошечкин), Мефодий (Абрамкин), Онуфрий (Гагалюк), епископы Венедикт (Алентов), Григорий (Козлов), Тихон (Шарапов), Ираклий (Попов), Иннокентий (Никифоров), Онисим (Пылаев), Иннокентий (Тихонов), Макарий (Звездов), Серапион (Шевалеевский), Николай (Могилевский), Иоанн (Широков), Иннокентий (Клодецкий), Антоний (Панкеев), Вениамин (Иванов), Феодор (Смирнов), Вячеслав (Шкурка), Григорий (Козырев), архимандритАфанасий (Егоров) и протоиерей Адаменко. Большая часть из них была уже расстреляна или погибла в лагерях ОГПУ-НКВД. Уцелевших, учтя ходатайство патриарха Сергия, освободили.     
      ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 5, л. 1.Подлинник.  http://stalinism.ru/church/doc_1943.htm
 
26 - 27 октября
Архиерейский Собор Сев.-Американской церкви.
Ррезолюция Собора признает избрание Патриарха Сергия. Требование, чтобы Патриарх Московский Сергий поминался за богослужениями, не отменяя притом, поминовение митрополитов Анастасия и митрополита Сев. Американского Феофила.  
Прот. А. Лебедев. Пора уже нам знать свою историю. Цит. по В.Гомартели.
 
11 ноября
Указ митр. Феофила, в соответствии с решением  Архиерейского Собора, о поминовении всех трех иерархов во всех приходах Северной Америки. Под этим постановлением подписались также и архиепископы РПЦЗ: Виталий (Максименко), Тихон (Троицкий) и епископы Иоасаф и Иероним.  Там же
 
6/19 нояб.
Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя православными Церквами – Грузинской и Русской. Из определения Св. Синода:
"Русская Православная Церковь находится в каноническим разрыве с православной иерархией Грузии со времени февральской революции. Причиной разрыва послужило провозглашение этой иерархией автокефалии Грузинской церкви без благословения возглавлявшего тогда Русскую Церковь Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. В первое время со стороны Грузинской Церкви делались попытки к примирению с Русской Церковию, но эти попытки не имели успеха. Наконец в текущем 1943 году Святейший Патриарх, Католикос Грузии, приветствуя меня с вступлением на Патриарший Московский престол, в своем послании выразил желание видеть общение между обеими Церквами восстановленным...
Мы имеем теперь счастливую возможность ограничиться лишь самым главным и существенны: по цepкoвным правилам (Всел. IV, 17 и др.), цepкoвныe границы должны следовать за государственными. (Выделено Л.Р.). Грузия же составляла неотделимую часть Российской империи, не пользуясь какой-либо автономией даже в размерах, предоставлявшихся, например, Финляндии ... Сторонников автокефалии так легко было обвинить в политической неблагонадежности. В настоящее время юридическое положение  Грузии  радикально изменилось. Теперь она, хотя и остается неотъемлемой частью нашего государства, но уже в качесгве свободного члена Советского Союза..."
[Возникает законный вопрос: почему эти же "церковные правила"  не были применены к вопросу об автокефалии, например, Украинской Церкви еще в советское время и тем более, сейчас? - Л.Р. 2011 г.]   
ЖМП, 1944, N 3, стр. 6-8.
 
28 нояб. - 1 дек. (н.с.)
Тегеранская Конференция глав правительств трех союзных держав: И.В.Cталин, Ф.Д.Рузвельт, У.Черчилль.
Главныe темы – открытие второго фронта и послевоенное устройство Европы.
Принципиальное согласие на создание международной организации по сохранению мира и безопасности.
Заявление об общей ответственности Объединенных Наций за осуществление мира, "который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения".   
   Дипломатич. Словарь, М., 1986, т. III, стр. 455-456
 
Ноябрь
Cтатья в ЖМП протоиерея Александра Смирнова (отв. редактор ЖМП) "Противники Креста Господня". Богословское обоснование анафеме Собора епископов на перешедших на сторону фашизма.
Из статьи:
"Совершенныe фашистами злодеяния дают нам основание утверждать, что перебежка изменников Родине во вражеский лагерь есть полная измена и самому христианству.
...Почему немцы двинули на нас свою технику, испестрив ее изображениями креста, а на пряжках военного обмундирования оттиснули изречение Слова Божия: "С нами Бог"?!
 
...Ницше был враг христианства и боролся с ним, но с другой стороны он желал и временного сохранения христианства, так как, по его утверждению, легче управлять "христианским стадом, нежели нехристианским".
Этими же соображениями руководствуются и coвременные деятели, надевшие на себя маску покровителей религии и пользующиеся текстом Священного Писания для своих лозунгов.
...Библейские выражения не во всех устах и не всегда имеют свой подлинный смысл. Библейскими цитатами сатана искушал Христа в пустыне.
 
...Новые язычники – это фашисты. Они развивают идеи Ницше и проклинают гуманистическое христианство, как плебейское. Cтраждущий образ Христа – в терновом венце с каплями-рубинами жертвенной крови на его (так в тексте - со строчной буквы - Л.Р.) челе – не трогает и не волнует их.
 
Вместо храмов в честь Христа им хочется воздвигать алтари более близким им по духу древним мифическим национальным героям Зигфриду и Вотану. Они заявляют, что не хотят уже больше верить во Христа, что хотят быть "христами" сами. Это уже самообожествление нацистов, нечто вроде древних римских цезарей. Отсюда идет прямая дорога к тому, чтобы венчать Гитлера в заместители Христу, чтобы объявить его "сверхчеловеком" Ницше.
 
...Вместо Христа – фюрер; вместо креста – языческая свастика; вместо вечной книги жизни Библии – фашистская книжонка "Моя борьба"; вместо воскресенья – вечер субботы; вместо священников, пасторов, капелланов одни лишь только лектора; вместо крещения, причащения, покаяния, венчания – произнесение фашистской клятвы с прикосновением правой руки к мечу и т.п.  С такими новыми обрядами фашисты и вознамерились создать в Германии новую национальную церковь, которая должна, по их замыслам, служить только одной доктрине: "Народ и раса".
 
...Каждое государство устанавливает в религиозном обществе только внешний правовой порядок, а внутреннее, религиозно-нравственное содержание этого порядка должно получаться не от государства, а свыше – от Божественного откровения, от Христа и Духа Святого. Германский же фашизм хочет насильно, путем террора, навязать миру языческое богопочитание, веру, нравоучение, обряды и нацистскую идеологию.
 
...Нацисты встретили противодействие своим планам по созданию государственной национальной церкви прежде всего со стороны протестантства, и притом такое ожесточенное, что вынуждены были пойти с ним на компромисс... Еще более ожесточенное противодействие нацизм на этом пути встретил со стороны католицизма.
 
По дипломатическо-политическим соображениям немцы в начале войны как бы обрядились в одежду "крестоносных рыцарей", ревнующих о торжестве Божией правды в мире. Сатана принял вид ангела светлого  (2 Коринф. II:14). Но они быстро сбросили с себя эту ангельскую маску и показали свою подлинную дьявольскую физиономию.
 
...Везде, где только ни побывали немцы, после них остаются трупы повешенных, сожженных, задушенных, расстрелянных мирных людей, ограбленные и сожженные села и города, обокраденные, оскверненные алтари, разрушенные, взорванные, обесчещенные храмы (?-ЛР); священники, поседевшие от пережитых ужасов, и их паства, лишенные крова, пищи, одежды.
 
...По смыслу восьмого правила Св. Григория Неокесарийского, общение с такими варварами, соучастие в их действиях есть такая большая измена христианству (а большевики? - ЛР), за которую изменники даже в случае покаяния не должны приниматься в разряд кающихся впредь до особого о них суждения на Со6оре. (Еще раз вспомним Патриаршуюанафему 1918 г.! - Л.Р.).
 
После всего вышеизложенного христианскому сознанию должно быть ясно, почему Собор Преосвященных Архиереев так строго осудил изменников вере и отечеству и назвал этих изменников противниками креста Господня".    ЖМП, 1943, N 3, стр. 25-29
 
9/22 нояб.
Письмо Патриарха Сергия к Принцессе Греческой Ирине с благодарностью за подарки, присланные ею для воинов Красной Армии. Сообщение о том, что подарки переданы для раздач солдатам маршалу Рокоссовскому, командующему Белорусским фронтом.            ЖМП, 1943, N 4, стр. 12
 
7/20 дек.
Приветственная грамота Патриарха Константинопольского Вениамина в связи с избранием Патриарха Сергия. Из грамоты:
"...Наша Святая Великая Церковь Христова в своей особенной любви к любимой сестре – Российской Церкви ... посочувствовала  радости Вашей и горячо вознесла благодарение ко Господу...".      ЖМП, 1944, N 2, стр. 3
 
Декабрь
Статья ответственного редактора ЖМП прот. Александра Смирнова "Правда Христова и злоба Иродова".
Из статьи:
"...События складываются в последовательную цепь. Люди, системы, народы, человечество – все это повинуется Божественной воле Единого Владычествующего небесными и земными. Когда завершается часть мировых событий, верующее сознание открывает в них действие Промысла Божия. Под каждой страницей в летописях мира верующее человечество записывает: "Царствует Бог" (а как же в Евангелии: "князь мира сего"? - ЛР).
 
...В 1893 году в Дамаске сгорела мечеть Омейада – одна из главных святынь мусульман. Это здание обращено было в мечеть около 710 года из христианской церкви. Посла пожара отвалились наслоения позднейших времен и обнаружилась под ними древняя красота христианского храма; между прочим обнаружился портал с надписью слов, которые поются в праздничную Рождественскую всенощную: "Царствие Твое, Христе Боже, царство всех веков и владычество твое во всяком роде и роде". И если мы сказали, что в цепи мировых событий под каждым ее звеном можно написать: "Царствует Бог", то в летописях эры христианской с еще большим основанием к этим словам можно присоединить приведенные слова: "Царствует Христос во веки!".
 
...Современный Ирод человечества – Гитлер, как змий-удав, обвил тело окровавленной и истерзанной Европы. Красная Армия со своими доблестными союзниками, подобно светлому витязю Георгию Победоносцу, пронзающему копьем черного дракона, должна насмерть сразить этого удава и освободить мир от него для созидания светлой и радостной жизни.
 
Христиане мира! Встречая 1944 год нашей эры, будем молиться, чтобы он стал годом гибели современного Ирода, этого временного князя тьмы, запятнавшего себя неисчислимыми преступлениями. Будем молиться, чтобы его злоба, как и злоба Ирода библейского, закончилась червями, гнилью и вечным позором, а правда веков, правда Христова восторжествовала". 
    ЖМП, 1943, N 4, стр. 26-28
 
Конец года
Патриарх Сергий принимает покаяние обновленческих иерархов: Михаила (Постникова), Корнилия (Попова) и др. Распад обновленчества.
Оценка А.А.Шишкина:
Митр. Сергий и его церковное управление во время войны развернули известную патриотическую деятельность среди верующих с целью повысить авторитет Церкви. Обновленцы (священнослужители  и миряне) воочию убедились теперь в том, что заявление митр. Сергия о его лояльности Советской власти было не пустой  и лицемерной декларацией, как это хотели бы представить вожди обновленчества; оно было правдивым (хотя и вынужденным), подтвержденным жизнью, практикой".
 
Не верен установившийся в нашей атеистической (как и церковной) литературе взгляд на то, что обновленчество "ликвидировалось", "провалилось" и т.п. Как внутрицерковное течение оно не ликвидировалось и, тем более, не провалилось, а наоборот,  победило; провалилось староцерковничество ... Cтароцерковники под давлением самой жизни вынуждены были перейти на позиции обновленцев. Они и перешли на них, но под своим церковно - административным флагом (! - ЛР) ...
 
Масса верующих не могла простить обновленцам их прошлый "грех" – попытку своими церковными реформами "испортить веру", "повернуть православие". Cтароцерковники же (учтя эту ошибку обновленцев) громогласно объявили верующим, что они являются "ревнителями старой веры", чем и завоевали доверие верующих...
 
Патриаршая православная церковь заняла позицию, подготовленную обновленцами. Переход патриаршей церкви на новые позиции был вынужденным: церковь должна была приспособиться к новым условиям, чтобы спасти себя от гибели и отстоять свое право на существование. Этот спасительный для церкви путь проложили обновленцы.                 Шишкин, стр. 355-357
 
Распад обновленчества и позиция А.И.Введенского.
О.Брyшлинская:
В 1943 году патриарх Сергий сформулировал окончательную оценку обновленчества Русской православной церковью:
"Основной грех обновленчества состоит не в том, что не все его  представители оказались безупречными в жизни, а в том, что обновленчество, как корпорация, или, выражаясь языком канонов,  как самочинное сборище, откололось от св. Церкви и "иный алтарь воздрузило ..."
 
Но и всячески воевало против св. Церкви, стараясь oттopгнyть за собой цepковньix овец. Это – грех, который не омывается, по учению святых отцов, даже мученическою кровию" (ЖМП, 1943, N 3, стр. 7). Кровию – не омывается, но покаянием – отпускается. Был составлен особый "чин покаяния" для обновленцев. Тех, кто понял свое заблуждение, отрекся от прежних ошибок, церковь охотно принимала в свою "среду". Церемония покаяния проходила с большой торжественностью, в переполненных храмах.
 
По свидетельству бывшего ленинградского митрополита Н.Ф.Платонова, в 1943-1944 годах искал сближения с патриаршей церковью и А.И.Введенский. Но ни та, ни другая сторона, видимо, не нашли для этого необходимых условий. Ведь от Введенского требовалось полное раскаяние, в том числе и отречение от Второго Всероссийского собора, который, согласно "чину покаяния", следовало признать "лжесобором", "разбойничьим сборищем".
(Таковым оно и было, ибо Патриарх Тихон, на которого восстали обновленцы, был  носителем подлинно церковной, соборной власти – Л.Р.)
 
Анна Павловна (вторая супруга А.И.Введенского - Л.Р.) рассказала, что разговоры о покаянии в доме тогда действительно шли. Александр Иванович шутил:
"Вот, надо раскаяться. А в чем? В "белом епископате", например. Тогда надо признать грехом нашу семью, детей".
Она пyгaлась: а вдруг он и вправду раскается. Но он успокаивал жену:
"Апостол Петр – первый женатый иерарх христианской церкви. Его образ вдохновлял нас на создание "белого епископата".
Он говорил: "Совесть моя перед церковью чиста. В чем каяться? Что стремился приблизить церковь к жизни? Ведь Тихон поначалу хотел увести ее от новой власти".
И через 20 лет после того собора Введенский был убежден, что и высшие иерархи не только могут, но и должны иметь семью – только тогда они по-настоящему поймут насущные заботы своей паствы. Ну, возможно, следует богослужение строже ограничить каноническими рамками, вepнyть в него церковнославянский – он, конечно, торжественнее. Да и с традициями, правы оппоненты, надо быть бережнее, осторожнее. Тогда, в 20-е годы, многое разрушалось, возможно, и бездумно ... Но в том, что происходило в его жизни в 1922-м, В 1923-м, он не раскается никогда. 
              О. Брушлинская. Остался нераскаянным, Наука и религия, 1988, N 6
 
1942-1943
Епископские хиротонии на территории СССР: Европейская часть - 11; Урал - 1; Сибирь и Средняя Азия - 2.                     Вестник Ин-та по изучению CCCP, Мюнхен, 1956, N 4(26), стр. 97-104
 
1943
Посещение английским журналистом А.Вертом г.Орла после его освобождения. Его вывод о роли во время оккупации цepковных общин, которые "неофициально создавали кружки взаимной помощи, чтобы помогать самым бедным и оказывать посильную помощь и поддержку военнопленным... Они (православныe храмы - Л.Р.) превратились, чего немцы не ожидали, в активныe центры русского национального самосознания".      А.Верт, стр. 501
 
Осень
Арест группы подмосковных "катакомбных" священников.
Из воспоминаний В.Я. Василевской об одном из них – Серафиме (Батюкове) (умер весной 1942):
"Домик, где жил батюшка, выглядел заброшенным и необитаемым. Внутри же он был полон людей, собравшихся встретить светлый праздник вместе с батюшкой, как прежде встречали его в храме. Батюшка был занят устройством алтаря и иконостаса. Маленькая комната должна была превратиться в храм, где совершается пасхальная заутреня ...
 
Я не знала никого из присутствующих, кроме хозяев дома ... Батюшка позвал меня к себе в комнату:
"Чувствуйте себя как среди самых близких людей", – сказал он ... и я почувствовала вскоре, что все эти люди, приехавшие сюда в эту пасхальную ночь, действительно являются близкими мне людьми, с которыми связывают меня самые глубокие, еще не совсем понятныe мне нити ... Прежде чем начать богослужение, батюшка послал  кого-то из присутствующих убедиться в том, что пение не слышно на улице. Началась пасхальная заутреня и маленький домик  превратился в светлый храм, в котором всех соединяло одно,  ни с чем не сравнимое чувство – радость Воскресения!
 
Кpecтный ход совершался внутри дома, в сенях и коридоре... Помимо своих духовных занятий, старческого руководства, пастырских богословских литературных трудов, батюшка в своем уединении принимал активное участие в жизни церкви, встречался со многими своими единомышленниками среди церковных деятелей, вел постоянную переписку. Он следил за текущими событиями, переживал все со всеми. Казалось почти несущественным, что кaждый незнакомый стук в дверь, кaждый случайно зашедший человек, будь то почтальон или кто-нибудь другой, могли нарушить покой маленького домика, так что хозяин его должен был скрыться. Подобныe инциденты бывали довольно часто, но страха не было.
 
"Здесь катакомбы, – говорил о.Серафим, –  я здесь не потому, что желаю кому-нибудь делать зло или хочу с кем-то бороться. Я здесь только для того, чтобы сохранить чистоту православия".  Он не был изгнан, он ушел сам, он не выжидал, а творил, он трудился  не только для узкой группы людей, которые могли видеться с ним  в этих условиях, но для Церкви, для будущего.
 
...Батюшка говорил, что война эта не случайно началась в день всех русских святых и значение ее в истории России будет очень велико. На вопрос: "Кто победит?", который задавали ему все, он отвечал: "Победит Матерь Божия".
В.Я.Васuлевская, Катaкомбы ХХ  века (Вера Яковлевна Василевскfz – тетка отца Александра Меня, воспитывавшая его вместе со своей сестрой Еленой Семеновной. Обе они были крещены о. Серафимом – Л.Р.)
 
6 ноября
Арест в Москве о.Иеракса (Бочарова).
Историк Руской Церкви О.В.Косик:
Он был постриженником Троице-Сергиевой Лавры, духовным чадом известного московского чудотворца старца схиархимандрита Зосимы, в Лавре исполнял послушание регента. Отец Иеракс после закрытия Лавры до 1932 года служил в церкви бессрр. мчч. Кира и Иоанна на Солянке (Сербское подворье). С 1932 года после закрытия храма жил на нелегальном положении у своей духовной дочери Нины Владимировны Трапани у станции Лосиноостровская под Москвой. Наконец его выследили. Дело прошло очень тщательную и долгую агентурную подготовку. В круг знакомых о. Иеракса была внедрена женщина. которая расспрашивала о нем и передавала полученные сведения в органы госбезопасности. И вот наконец о. Иеракса арестовали.
 
Иеромонах Иеракс признал себя виновным и, что интересно, его ответ на предъявленное обвинение являлся слово в слово точным повторением обвинения в формулировке следователя. Воистину следователь не перегружал себя необходимостью разнообразить протокол, где ответы были написаны им самим.
 
В террористических намерениях был обвинен человек, которого поэт-евразиец Савицкий, бывший с ним в одном лагере писал, называл в своих стихах «тихой тихостью». В отличии от показаний епископа Афанасия, протоколы иеромонаха Бочарова написаны именно на «лубянском» наречии. Лексический анализ позволяет сделать вывод, что все показания написаны следователем.
 
Вместе с иеромонахом Иераксом была арестована его духовная дочь Нина Владимировна Трапани. Она принадлежала к числу, на удивление, нередко встречающихся женщин, которые в годы гонений преданно служили своим духовным отцам, укрывали их, снабжали всех необходимом, ухаживали за ними, шли в ссылки, приезжали в лагеря, часто подвергаясь репрессиям наряду с ними. В первоначальном обвинение указывалось, что она была “активной участницей антисоветского подполья церковников... не признают легально существующую церковь, в связи с тем, что легальная церковь заняла в Отечественной войне патриотическую позицию”. Это были особенности новой фазы отношений между властью и церковью. Усугубление раскола и искусственное противопоставление легальной церкви и тайных церковных групп — признак изменившейся ситуации.
Она обвинялась за укрывание «крупного нелегала иеросхимонаха Иеракса.
 
Обвинение было предъявлено и Ксении Ивановне Гришановой, “укрывавшей крупного нелегала архимандрита Серафима”. При аресте 6 ноября 1943 года сотрудники органов безопасности обнаружили в подполе дома гроб с телом умершего в 1942 году архимандрита Серафима (Битюкова). В деле сохранились фотографии рослых молодых и жизнерадостных чекистов с папиросками во рту, весело вытаскивающих гроб с телом архимандрита из деревянного дома.
 
Ксения призналась в том, что 10 лет укрывала у себя архимандрита Серафима. Однако больше от нее ничего не добились. Она утверждала, что чем-либо, кроме молебнов, на нелегальные сборищах церковного подполья с ничем не занимались”.   Ольга Владимировна Косик (Москва). Следственное дело "Антисоветское церковное подполье" (1943-1946 гг.) http://dado.msk.ru/txt/sa/kosik.html
 
23 ноября
Предъявление обвинения владыке Афанасию (Сахарову), незадолго до этого арестованному в г.Ишим, где он находился в ссылке с 1941 года.
О.В.Косик:
Епископ Афанасий тайно совершал богослужения в своем доме, куда собиралось обычно несколько верующих ишимцев. Тайные службы не прошли незамеченными для властей. Были допрошены все посещавшие дом, где жил епископ Афанасий. Наконец его арестовали и доставили сначала в Ишимскую, а затем в Омскую внутреннюю тюрьму УНКГБ. Предварительное обвинение гласило: «Сахаров Афанасий Григорьевич проводит профашистскою и пораженческую агитацию, распространяет провокационные слухи»[7].
 
Начались допросы, обычно они начинались в 23 часа и длились примерно до 3 часов. Несмотря на это, протоколы занимают 2-3 страницы. Это значило, что Владыка не давал нужных следователю показаний.
 
Он обвинялся в том, что он является «одним из руководителей центра контрреволюционной монархической группы, так называемой “истинно-православная церковь, среди верующих систематически вел контрреволюционную работу против Советской власти». Виновным себя епископ не признал.  О.В. Косик. Там же.
 
15 декабря
Арест в г. Боровск о. Петра (Шипкова).
О.В.Косик:
Он был в 1920-е годы секретарем Патриарха Тихона, в 1924 году был арестован по делу митрополита Петра (Полянского) и сослан на Соловки, где познакомился со святителем Афанасием. Затем последовала ссылка в Туруханский край. После выхода Декларации митрополита Сергия о. Петр стал служить тайно. Следователем о. Петра был майор госбезопасности Копылов, тот же, что вел дело о. Иеракса (Бочарова).
 
В следственном деле обозначено, что руководителем антисоветского подполья о. Петр себя признал. Однако перепечатанные на машинке протоколы допросов подписаны только следователем, но не о. Петром. Встает вопрос о реконструкции действительно сказанного текста. Можно предположить, что текст, изложенный нейтральной лексикой, грамотный с церковной точки зрения, без специфических оборотов и слов, с большей вероятностью может считаться принадлежащим подследственному. В то время как сфабрикованные ответы всегда богаты отмеченными лексическими особенностями.
 
Свободно излагая факты своей биографии, о. Петр никого не выдал. 21 апреля произошел допрос, стенограмма которого была подписана о. Петром. Это показания о позиции митрополита Кирилла и Владыки Афанасия (Сахарова). Он говорит, что получил в 1931 году указание от митрополита Кирилла и Афанасия Сахарова не примыкать ни к митрополиту Сергию, ни к иосифлянам, а на богослужении поминать митрополита Петра как своего епархиального епископа.   О.В. Косик. Там же.
 
Катакомбная Церковь во время войны.
М.Шкаровский:
Другая часть представителей иосифлянского движения, до конца оставшаяся непримиримой, полностью слилась с катакомбниками, составив в их среде особую традицию. Произошло окончательное разделение «левого» и «правого» крыла иосифлян. К числу непримиримых относилось большинство бывших «буевцев». Центральное Черноземье России – второй по значению регион деятельности иосифлян, стало основной «базой» Катакомбной Церкви. Это признавали и советские исследователи. Крупнейший религиовед 1960- 1970-х гг. А.И. Клибанов писал, что «здесь находился наиболее значительный и активный очаг этих течений (ИПЦ и ИП"), распространявшихся и далеко за пределы Черноземного Центра» (прежде всего Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Рязанской областей). На примере Центрального Черноземья трансформацию части иосифлян (представителей «Истинно-Православной Церкви») в одно из течений Катакомбной Церкви можно проследить особенно наглядно.
 
Религиозное возрождение в годы Великой Отечественной войны самым непосредственным образом повлияло и на оживление деятельности «буевцев», тем более что значительная часть их традиционной территории подвергалась оккупации. Особенно заметно это оживление проявилось в Тамбовской и Липецкой областях. Резкое ухудшение материального положения в городе и деревне способствовало расширению массовой базы ИПЦ. На Тамбовщине в 1940-е гг. была предпринята попытка восстановить единую централизованную организацию. Ее организационная и идейная преемственность с иосифлянскими группами начала 1930-х гг. несомненна. Л.Н. Митрохин, изучавший на материале специальных экспедиций Института истории Академии Наук СССР данную проблему, также писал: «Среди деятелей ИПЦ этого времени мы постоянно встречаем или активных буевцев или людей, в свое время связанных с ними». Так, отбывшая срок заключения руководительница «буевской» группы в г.Мичуринске (Козлове) в 1931-1932 гг. П.П. Филатова организовала там же новую группу в 1940-е гг.
 
Воссозданные группы концентрировались вокруг небольших <<домашних» монастырей, во главе которых обычно находились монахини. В этих монастырях тайно проводились моления верующих по 10-12 человек. Л.Н. Митрохиным были собраны данные о 98 «активистах» ИПЦ 1949-1950 гг. в Мичуринске (94 женщинах и 4 мужчинах). Сведения о роде их занятий имелись на 62 человека – 45 являлись монахинями, 8 – бывшими торговцами и 9 не обладали определенными источниками дохода. Лишь 8 человек были моложе 40 лет. Несмотря на преемственность, в деятельности сторонников ИПЦ конца 1940-х гг. уже появились качественно иные черты. Она вся проходила в подполье, в условиях строгой конспирации. Так как до 1940-х гг. в некоторых храмах Центрального Черноземья еще служили представители духовенства, не поминавшие советскую власть и митрополита Сергия (Страгородского), эти церкви посещали и иосифляне. К концу войны таких храмов уже не осталось, во вновь открывшиеся церкви пришли исключительно священнослужители, признававшие Московскую Патриархию, в том числе и некоторые «буевцы». Последователи ИПЦ остались с относительно небольшим количеством священников и почти без иерархов. Полное прекращение легальной деятельности способствовало отказу не только от государственной регистрации общин верующих и духовенства, но и от выполнения ряда других советских законов: участия в выборах, различных общественных мероприятиях, праздновании революционных праздников, подписке на займы и т.п. Все это еще больше сближало иосифлян с «истинно-православными христианами». В 1950-1951 гг. большинство групп ИПЦ в Тамбовской области было разгромлено органами госбезопасности, лишь немногие из них, в основном в городах, сохранились к началу 1960-х гг.
 
Параллельно с угасающим движением ИПЦ на Тамбовщине в 1940-1950-е гг. активно действовали и гораздо более многочисленные группы ИП", включившие в свой состав и многих бывших «буевцев» мирян. Историк З.А. Никольская, изучавшая «истинно-православных христиан» Тамбовской области, отмечала, что в 1932 г. в селах Отъясы и Малые Пупки Сосновского района существовали организации ИПЦ, к началу 1940-х гг. они в основном распались и к середине десятилетия на их основе возникли группы ИПХ. Подобный процесс происходил в с.Кочетовке Хоботовского района, с.Чутановке Кирсановского района и др..
 
Значительная активизация тамбовских ИПХ происходила во многом под непосредственным воздействием и руководством их липецких единомышленников. В этой области влияние иосифлян в лице «буевцев» в 1930-е гг. было слабее. «Истинно-православные христиане» имели здесь своими руководителями священнослужителей – епископа Уара (»марина), свящ. М.Венцова, арестованных в 1935 г. Последний из них -архимандрит Митрофан служил в Липецке до 1943 г., когда был арестован за «антисоветскую проповедь». Ввиду значительного численного превосходства ИП", в том числе в городах, «буевцы» уже в конце 1930-х гг. здесь практически растворились в их среде. Накануне войны, по данным религиоведа А.И. Демьянова, численность «активистов» «истинно-православных христиан» в Дубровском, Краснянском и ряде других районов Липецкой области доходила до 400 человек. Нападение Германии на СССР они рассматривали как карающий меч Господень, посланный Богом для уничтожения советской власти. Мобилизованные ИП" отказывались принимать присягу, брать в руки оружие, дезертировали с фронта, не являлись на призывные пункты. После разгрома фашистов в Курской битве некоторые их проповедники разъясняли верующим: «Господь удаляет свой меч, чтобы этим испытать свое стадо, насколько оно твердо верит в него, нет ли среди этого стада слабых духом, и что Господень меч удален потому, что мы не от всей души каялись в грехах своих». Многие ИП" в этот период выходили из колхозов, уклонялись от участия в сельскохозяйственных и оборонных работах, не платили налоги, не подписывались на займы. В 1944 г. несколько десятков наиболее активных «истинно - православных» было выселено в Сибирь и движение в Липецкой области пошло на убыль, однако оно смогло распространиться на территорию соседней Тамбовщины, где подобных массовых депортаций не произошло.
 
В Воронежской области – бывшем центре «буевщины» катакомбные общины с 1943 по 1966 гг. возглавляли известные иосифлянские деятели - архимандрит Никандр (Стуров), иеромонах Анувий (Капинус) и протоиерей Иоанн Андриевский. Первые два из них были освобождены из лагеря в 1943 г. и сразу же поселились в только что освобожденном от фашистов Воронеже. Основную часть «истинно-православных» окормлял до своей смерти в середине 1950-х гг. архимандрит Никандр. Иеромонах Анувий организовал собственную тайную группу, но 4 января 1951 г. был арестован и приговорен к 10 годам лагерей. В сфабрикованном обвинительном заключении по его делу указывалось: «Капинус А.А. являлся руководителем антисоветской организации так называемых истинно-православных христиан, созданной им в целях саботирования проводимых правительством мероприятий, и занимался активной контрреволюционной деятельностью, направленной на вовлечение в организацию новых лиц, и обработку их в антисоветском духе».  М. Шкаровский. Православие при социализме. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.
 
 
Митрополит Николай (Ярушевич). О Сталине.
 
ВЕРХОВНЫЙ ВОЖДЬ СТРАНЫ И КРАСНОЙ АРМИИ
Русский народ еще на заре своей истории создал свой идеал богатыря, отображенный в былинном эпосе. Илья Муромец – это синтез беззаветной любви к Родине, мужества, волевого пафоса, мудрости, беспощадного отношения к врагам и сердечной мягкости к своим.
Прошлое России богато историческими личностями – вождями и полководцами своего народа, – воплощавшими в себе эти качества и в трудные годины русской истории в своих блестящих боевых подвигах подымавшими на высоту славу русского государства. Таковы вечною славою овеянные Александр Невский, Дмитрий Донской, князь Пожарский, генералиссимус Суворов, фельдмаршал Кутузов. В минуты опасностей, грозивших Родине, эти русские богатыри становились во главе русского воинства; имена этих военных вождей для русских людей были символом несомненных побед; эти патриоты своей Родины объединяли вокруг своего имени русских людей без различия положения, возраста, убеждений. И Россия не падала на колени перед врагом; Россия не впадала в страх или бессилие. Россия побеждала! В неувядаемую, бессмертную славу облекались знамена победоносного русского воинства.
 
Великая отечественная война нашей Родины с фашистскими насильниками ведется уже свыше двух лет. Вся страна, как один человек, до предела напрягает усилия для скорейшего разгрома фашистских разбойничьих орд, а наша доблестная Красная Армия мощными ударами – одним за другим – бьет гитлеровскую военную машину и уничтожает живую силу и технику врага. Блестящими победами под Москвой, под Сталинградом, на Северном Кавказе, у Орла, Белгорода, Харькова, Полтавы, Таганрога, Смоленска, под Ленинградом обессмертили себя русские воины. И наш народ, с неистощимым мужеством вынося все тяготы, связанные с войной, вместе с нашими воинами-богатырями ни на одну минуту не ослабевал и не ослабеет в своей крепчайшей уверенности в конечной победе, потому что армию ведет в бой на врага Иосиф Виссарионович Сталин – любимейший вождь нашего народа, гениальный Верховный Главнокомандующий нашего воинства, Богом поставленный на свой подвиг служения нашей Родине в эту годину испытаний. Все наши победы организованы и осуществлены его военным гением. Вся напряженная работа страны в тылу для дела скорейшей победы имеет источником своего воодушевления дорогое каждому советскому человеку имя вождя страны и армии.
 
Глава русской Православной Церкви митрополит Сергий в своей телеграмме на имя И.В.Сталина ко дню 25-летия советского государства (7 ноября 1942 г.) был выразителем чувств всех православных русских людей, когда сказал: "Сердечно и молитвенно приветствую в Вашем лице богоизбранного вождя наших воинских и культурных сил, ведущего нас к победе над варварским нашествием, к мирному процветанию нашей страны и к светлому будущему ее народов". Русские верующие видят в лице верховного вождя нашей страны Богом ей данного отца своего народа, и горячи их молитвы Господу Богу о его здравии на долгии годы.
 
В нашем вожде верующие вместе со всей страной знают величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своем лице все качества упомянутых выше наших русских богатырей и великих полководцев прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нем неразрывно сочетались в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубочайшая мудрость, сила мужественного, непоколебимого духа и отеческое сердце. Как в военном вожде, в нем слилось гениальное военное мастерство с крепчайшей волей к победе.
 
С начала войны во всех своих обращениях к народу Иосиф Виссарионович не перестает звать к твердой уверенности к победе. Вся страна, как один, верует его верой, а русская Православная Церковь молитвенно благословляет подвиг, какой он несет во имя блага и счастья нашей Родины, и молит Бога о помощи нашему вождю в его великом историческом призвании – отстоять честь, свободу и славу родной страны.
 
В дни всенародного патриотического подъема в нашей стране, в конце 1942 г. и в начале 1943 г., когда могучим потоком лились пожертвования советских людей на дело разгрома фашистского зверя, в этот поток с энтузиазмом вливали свои лепты духовенство и верующие русской Церкви. И, посылая свою жертву в фонд обороны, верующие патриоты спешили выразить в своих телеграммах верховному вождю нашего воинства чувства своей ему преданности, своего благоговения перед его подвигами, веру в его гений.
 
Митрополит Сергий писал: "Молитвенно желаю Вам испытать радость полной победы над врагом и видеть возрождение истерзанной Родины".
 
В другом приветствии он же пожелал Иосифу Виссарионовичу: "Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый".
 
"Вам, Иосиф Виссарионович, главному полководцу и вождю наших победоносных армий, желаем здоровья и успеха в Ваших тяжелых трудах", – посылал свои пожелания архиепископ Куйбышевский Алексий от лица всех верующих города Куйбышева.
 
"Живите долгие годы, наш мудрый вождь Иосиф Виссарионович", – вылилось из глубины души у протоиерея Пензы Алексея Ивановича Виноградского.
 
"Дорогой наш отец", – такими словами начинал свое сообщение Иосифу Виссарионовичу о пожертвованиях священник Молотовской области Александр Александрович Троицкий.
 
И отеческие ответы Иосифа Виссарионовича на все эти обращения, с выражением "искреннего привета и благодарности" духовенству и верующим, подымали еще на большую ступень одушевление верующих русских людей, составляющих со всеми народами, населяющими нашу страну, одну братскую семью с одним общим отцом во главе.
 
Чувства преклонения перед личностью Иосифа Виссарионовича, перед его мудрой проницательностью, его отеческой сердечностью и изумительным вниманием к нуждам всех без исключения граждан достигли у верующих наивысшего подъема в сентябрьские дни, когда вся страна узнала о состоявшемся в Кремле приеме главой правительства митрополита Сергия совместно с митрополитами Алексием и Николаем.
 
Во время беседы на этом приеме Иосиф Виссарионович высказал свое одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих Православной Церкви в дни великой отечественной войны. А когда патриарший местоблюститель сообщил вождю страны о том, что среди деятелей Православной Церкви имеется намерение созвать собор епископов для избрания патриарха на вдовствующую патриаршую кафедру, Иосиф Виссарионович ответил, что он сочувственно относится к этому предположению. С таким же сочувствием и с исключительным вниманием глава правительства отнесся и ко всем другим нуждам нашей Церкви, изложенным нами в этой исторической беседе.
 
Об этом покоряющем сердце, чутком, отеческом подходе вождя нашего отечества ко всем желаниям и чаяниям церковных людей рассказал митрополит Сергий на соборе епископов, состоявшемся вскоре после посещения Кремля высшими представителями русской Православной Церкви. Об этом сразу же узнали и вся верующая Москва и все верующие нашей страны. Получая отовсюду восторженные отклики, мы видим, мы знаем, каким энтузиазмом наполнили сердца верующих вести об этом, и не сходит в эти дни с их уст имя Иосифа Виссарионовича Сталина, овеянное любовью всей страны.
 
Мы, участники приема у Иосифа Виссарионовича, живем и будем жить под обаянием тех впечатлений, какие охватили нас в часы этой встречи и беседы с любимым вождем своего народа. Мы были поражены сердечной простотой приема и самой личности главы правительства; но под этой внешней обаятельной простотой – в его словах, в его обращении с людьми – мы видели истинное величие вождя, которого вся страна по праву зовет великим Сталиным. Взволнованные и потрясенные радостью встречи с Иосифом Виссарионовичем, мы были до глубины души тронуты не только его вниманием к нуждам Церкви, но и теплой его заботой о бытовых нуждах каждого из нас.
 
Внимание и заботы о нуждах Церкви со стороны Иосифа Виссарионовича окрыляют нас, и наша Церковь с утроенной энергией отдаст все свои силы на служение дорогой Родине в переживаемые тяжелые дни.
 
Имя Иосифа Виссарионовича Сталина, окруженное величайшей любовью всех народов нашей страны, – знамя славы, процветания, величия нашей Родины.
 
Русская Православная Церковь молитвенно благословляет жизнь и труды великого вождя страны и Красной Армии.
 
Опубликовано: Журнал Московской Патриархии. 1944, №1. С.13-15