После богослужения Патриарха Тихона в Введенском храме г. Иваново-Вознесенска. Слева от Святейшего сидят: митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) и епископ Переславль-Залесский Дамиан (Воскресенский), справа — епископ Юрьевский Евгений (Мерцалов).

http://www.rus-sky.com/nasledie/Moscow/St_Tikh/St_Tikh3.htm
Патриарх Тихон, 1924 г., подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры
Дионисий (Валединский), митрополит Варшавский и всей Польши
М.И.Калинин
Антонин (Грановский), 1865-1927.
С 2 марта 1903 года — епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Был возведён в архиерейский сан по инициативе митрополита Антония (Вадковского), ценившего его за образованность и учёные труды и всячески ему покровительствовавший.
Принимал участие в религиозно-философских собраниях в Петербурге в 1901—1903, в которых участвовали многие представители интеллигенции.
Придерживался либеральных политических взглядов. В 1905 году состоял членом комиссии по выработке правил о свободе печати, где высказался за полную, ничем не ограниченную свободу печати с совершенным уничтожением всякой цензуры.
В 1913-1922 гг. — епископ Владикавказский и Моздокский.  Один из лидеров обновленческого движения, глава Союза «Церковное возрождение». в 1922—1923 обновленческий митрополит Московский  (с 1923 именовал себя «Московский и всея Руси»).  После отделения "Союза Церковного Возрождения" от  обновленческого Синода, отказался от титула "митрополит", именуясь просто: "епископ". 
Oб Антонии (Грановском).
На всех должностях отличался экстравагантным поведением и неуживчивым характером, в связи с чем был вынужден часто менять места службы. Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях рассказывал:
В Донском московском монастыре, где он одно время жил, будучи смотрителем духовного училища, завёл медвежонка; от него монахам житья не было: медведь залезал в трапезную, опустошал горшки с кашей и пр. Но мало этого. Антонин вздумал делать в Новый год визиты в сопровождении медведя. Заехал к управляющему Синодальной конторой, не застал его дома и оставил карточку «Иеромонах Антонин с медведем». Возмущённый сановник пожаловался К. П. Победоносцеву. Началось расследование. Но Антонину многое прощалось за его незаурядные умственные способности.
Также митрополит Евлогий вспоминал об Антонине, что, в бытность того преподавателем Холмской духовной семинарии, «чувствовалась в нём что-то трагическое, безысходная духовная мука. Помню, уйдёт вечером к себе и, не зажигая лампы, часами лежит в темноте, а я слышу через стену его громкие стенания: ооо-ох… ооо-ох».
В качестве цензора не только пропускал в печать всё, что поступало на его утверждение, но находил особое наслаждение в том, чтобы ставить свою визу на литературных произведениях, запрещённых гражданской цензурой.

Александр Бенуа дал такую характеристику Антонину во время его службы в Петербурге:
На меня особенно сильное впечатление произвел архимандрит Антонин из Александро-Невской лавры… Поражал громадный рост… прямо-таки демоническое лицо, пронизывающие глаза и чёрная, как смоль, не очень густая борода. Но не менее меня поразило и то, что стал изрекать этот иерей с непонятной откровенностью и прямо-таки цинизмом… Главной темой его беседы было общение полов и греховность этого общения, и вот Антонин не только не вдался в какое-либо превозношение аскетизма, а напротив, вовсе не отрицал неизбежность такого общения и всяких форм его.
1924. Май-июль
6 мая
    Заседание Св.Синода в  Константинополе об основах  работы  патриаршей  миссии  в  СССР с призывом к "удалению" Патриарха Тихона от управления.
    Вступительная речь Вселенского Патриарха Григория VII:
«Святые Братии. В сознании возложенной на нас церковной обязанности по примеру святейших предместников наших, приняли мы, как известно, по приглашению церковных кругов СССР, предложенное нам дело умиротворения происшедших в последнее время а тамошней братской Церкви смут и разногласий, назначив для этого особую патриаршую комиссию из архиереев нашего трона, имеющую отправиться туда, чтобы содействовать с Божией помощью словами любви и путем разных указаний восстановлению согласия и единения в Братской Церкви ко благу всего Православия.

Чтобы серьезнейшее дело Комиссии, имеющей столь важное значение по ее правам и всецело исключительным обстоятельствам, увенчалось успехом согласно желания и надежде благочестивого народа в СССР и чтобы одновременно предупредить все, что бы то ни было неожиданное на пути деятельности этой комиссии, необходимо, по нашему мнению, чтобы прежде всего ясным и чуждым колебаний образом были определены и установлены точные основании, в пределах которых будет достигнуто умиротворение и единение тамошних церковных дел.

Как имеют сложиться там церковные дела, мы полагаем, что будущая работа Комиссии не может быть иной, как именно следующий:
отправляющаяся комиссия в своих работах должна опираться на те тамошние церковные течения, которые верны Правительству СССР, что всецело отвечает духу Православной Церкви и каковых деяния и поступки согласуются с догматами нашей веры и канонами Церкви.

Из сего разумеется, что совершенно невозможно, чтобы со стороны нашего Святейшего Вселенского Трона ожидали сочувствия и поддержки и лица, или вмешивающиеся в политические течения и борьбу противо-церковного характера и не подчинившиеся существующей политической власти, или колеблющиеся в вере и в церковной своей деятельности. Наша Комиссия, опираясь на те именно течения, которые находятся в каноническом и законном порядке перед Церковью и Государством, будет преследовать путем надлежащих предложений и указаний и общее согласие и церковное единение в целях полного соглашения со всеми течениями, не противными священным канонам и верным существующему  Правительству СССР, вследствие чего нет никакого сомнения, что этого желает совесть всех истинных чад тамошней Церкви, к каким бы они группам не принадлежали.

В виду возникших церковных разногласий мы полагаем необходимым, чтобы Святейший патриарх ТИХОН ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от Церковного Управления, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и чтобы, одновременно, упразднилось, хотя бы временно, патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения. Вместо упразднившегося патриаршества высшее церковное Управление там должно принять ныне свободно и канонически избранный Синод, который и выработает детали Синодального Управления Церковью в СССР».
    
Постановление Константинопольского Синода об основах работы отправляющейся в СССР Патриаршей Миссии:
  «Священный Синод, выслушав со вниманием вышеизложенную вступительную речь ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА и вполне разделяя его взгляды, как основывающиеся на священных канонах и преследующие умиротворение св. Церкви СССР, единогласно постановил, чтобы Комиссия определенно были даны три главные основания, на которые она должна неуклонно опираться в своей деятельности и от которых она никоим образом не должна отступать:

1.Чтобы комиссия эта определенно опиралась на церковные течения, верные Правительству СССР и руководствующиеся в своей деятельности догматами и канонами Православной Церкви.
2.Чтобы Комиссия эта сделала надлежащим образом известный взгляд ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА и СВЯЩЕННОГО СИНОДА относительно необходимости удаления Святейшего Патриарха ТИХОНА и упразднения, хотя бы временно патриаршества в СССР и с этим взглядом сообразовала свою деятельность.

3.Чтобы сделала известным взгляд Вселенского патриарха, что новое положение о высшем церковном управлении должно опираться на основы чисто церковной соборности и иметь форму свободно и канонически избранного Соборного Синода».
Заверенная машинописная копия. Перевод о греческого. РПЦ и ком. гос-во. Стр. 193-194
 
10 мая
    Нота советского правительства правительству Польши по поводу притеснений Православной Церкви на территории Польши.
    Из письма Патриарха Тихона митрополиту Варшавскому Дионисию от 23 мая 1924 г. 
     А.К. Свитич. Стр.138.

6/19 мая
     Заявление В.Д. Красницкого на имя Патриарха:
         «Его Святейшеству Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси.
                                           Ваше Святейшество!
                                 Милостивый Архипастырь. Отец!
Прилагая при сем обращение к членам основанной мною группы православного белого духовенства и мирян – "Живая Церковь", прошу Ваше Святейшество принять меня и моих собратьев, которые пожелают последовать моему примеру, в молитвенно-каноническое общение и благословить потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора в организующемся при Вашем Святейшестве Церковном Управлении, покрыв своей архипастырской любовью все, чем я прегрешил в период церковно-обновленческого движения.
    Российской Православной Церкви протопресвитер Владимир Красницкий, председатель ЦК группы "Живая Церковь"».     Известия  1924, № 147

   Резолюция Патриарха Тихона на заявлении В.Д. Красницкого:
  «Ради мира и блага церковного, в порядке Патриаршей милости, согласен принять в общение протопресвитера В. Красницкого. Священному Синоду предлагаю обсудить вопрос о включении его в состав образуемого Высшего Церковного Совета».    Там  же

8/21 мая
     Постановление Патриарха Тихона и Синода (митр. Тихон, митр. Серафим, митр. Петр) о сформировании Высшего Церковного Управления в следующем составе:
Св. Синод
митрополиты
Сергий Нижегородский,
Кирилл Казанский,
Тихон Уральский,
Серафим Тверской,
Петр Крутицкий,
Архиепископы
      Нафанаил Харьковский,
      Димитрий Томский,
      Павел Вятский,
      Григорий Екатеринбургский,
      Евгений Благовещенский,
      Иосиф Одесский,
   епископ Серафим Орловский.

Высший Церковный Совет
     митр. Тихон Уральский,
     митр. Серафим Тверской,
     митр. Петр Крутицкий,
     протопресвитер В. Красницкий (ЖЦ),
     прот. А. Смирнов,
     прот. Иоанн Артоболевский (ЖЦ),
     прот. Василий Виноградов (ЖЦ),
     прот. В.Неелов (ЖЦ),
     прот. Василий Архангельский (ЖЦ),
     прот. Д. Боголюбов,
     прот. Любимов,
     архим. Анемподист,
     мирянин А. Рахманов,
     мирянин В. Белочинов (ЖЦ),
заместители – миряне Грачев и Апарников.
                                                                                                  1.Известия  1924, № 147
                                                                                                  2. ВСС  1925, № 3

   
А. Левитин
о реакции обновленческого  Синода:
    Весть о «перемирии» патриарха с Красницким потрясла многих. Прежде всего эта весть повергла буквально в транс обновленческий Синод. В ночь на 25 мая, ломая карандаши и нервно покусывая губы, Введенский пишет истерическое воззвание, которое затем опубликовывается за подписями всех обновленческих архиереев. Самый тон воззвания, панический и злобный, обнаруживает тревогу автора.                  Левитин. Стр. 389.

10/23 мая
    Письмо Патриарха Тихона Дионисию, митрополиту Варшавскому и всей Польши (титул получен от Константинопольского Патриарха) с отказом признать переход Польской Православной Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата (в феврале 1923г.).            РПЦ.   Очерки истории, стр.22

    Текст письма (по А.К. Свитичу):
    «Нами только на днях получено письмо Вашего Высокопреосвященства, от 18/5 ноября 1923 года в котором Вы уведомляете нас, что после кончины Митрополита Георгия "восприняли достоинство Митрополита Варшавского и Волынского и всея Польши избранием боголюбивых епископов Православной Митрополии в Польше, с согласия Правительства Республики Польской и по утверждении и благословении Святейшего Мелетия IV, Патриарха Константинопольского и Вселенского" и просите  Нас "благословить самостоятельное существование Православной Церкви в Польском Государстве, покровительствующем Вашему Высокопреосвященству и оберегаем права свободного проявления и развития нашей Православной Церкви".

    Это краткое обращение к Нам Вашего Высокопреосвященства возбуждает в Нас некоторое недоумение. В 1922 году, незадолго до Нашего временного устранения от власти, Нами велись переговоры с представителями Польского Правительства об устройстве Православной Церкви в Польше и об Ее отношении к Патриарху Всероссийскому, в результате которых Нами, в согласии с состоявшим при Нас Священном Синодом, был выработан "проект Положения об управлении Православной Церковью в польском Государстве", посланный Митрополиту Варшавскому для получения согласия Польского Правительства.

    Дальнейшие переговоры были прерваны вследствие Нашего ареста и судьба выработанного Нами проекта для нас остается неизвестной. Письмо Вашего Высокопреосвященства не проливает света на этот предмет. Без изложения обстоятельств дела оно ставит Нас перед фактом полной независимости Православной Церкви в Польше от Патриарха Всероссийского и перехода ее под юрисдикцию Патриарха Константинопольского, утверждающего, как видно из письма Вашего Высокопреосвященства, акт избрания Митрополита Варшавского и всея Польши.

    Для Нас остается неясным, на основании каких канонических правил часть Всероссийской Православной Церкви без согласия Поместного Собора и благословения Ее предстоятеля могла стать независимой и какими каноническими правилами руководясь, Святейший Мелетий IV, бывший патриарх Константинопольский, счел себя вправе простирать свою власть на часть патриархата Российского.

    Не имея об этом официального доклада Вашего Высокопреосвященства, Мы получаем много частных сообщений, которые рисуют в очень неблагоприятном свете историю перехода Православной Церкви в Польше к независимости и ее положения в Польском Государстве. Нам сообщают о горячих протестах, которыми было встречено объявление независимости Православной Церкви в Польше со стороны православных епископов и верующих, о насилиях, которым подвергались возражавшие и о незаконном лишении кафедр четырех епископов - Преосвященных Пантелеимона, Сергия, Владимира и Елевферия.

    Что касается благожелательного отношения Польского Правительства к Православной Церкви в пределах Польского Государства и покровительства, оказываемого им свободе и развитию Православия, то и в этом отношении Наши частные сведения, подтвержденные, однако, нотой нашего правительства, от 10 мая сего года, предъявленной Правительству Польской республики, не согласуется с сообщениями Вашего Высокопреосвященства.

     При такой неполноте и противоречивости полученных нами сведений о происходящем в польской Православной Митрополии Мы не можем благословить самостоятельного существования православной Церкви в Польском Государстве до тех пор, пока все обстоятельства и канонические основания ее перехода к независимому бытию не будут выяснены пред Собором Всероссийской Православной Церкви, созыв которого является предметом Наших постоянных молитв и забот.
    Поэтому Мы просили бы Ваше Высокопреосвященство сообщить Нам о жизни и событиях Православной Церкви в Польше с мая месяца 1922 года».  
                    А.К. Свитич. Стр.139-140

16/29 мая
    Публикация воззвания Патриарха Тихона о подготовке Поместного Собора и организации Епархиальных Соборов с участием бывших членов группы "Живая Церковь":
   «В состав означенных епархиальных советов следует избрать представителей духовенства и мирян епархий, как доселе твердо стоявших на канонических основах Поместного Собора 1917-18гг., так и вошедших ныне в общение с нами лиц, состоящих в революционной группе православного белого духовенства и мирян "Живая Церковь".
    Список избранных лиц надлежит представить на Наше одобрение и местным органам власти для регистрации по закону».                           Известия 1924, 29 мая
   
Комментарий А. Левитина:
    «Таким образом, все как будто входило в свою колею: Тучков, введя «троянского коня» к патриарху, потирал руки, Красницкий – сиял от счастья, готовясь вновь стать властным диктатором, причем роль Иоанна Альбинского, декоративного царька при полновластном премьере, должен был на этот раз играть сам Святейший патриарх Тихон.
    Красницкий был на седьмом небе от радости – ничего себе сюрприз преподнес он своим обновленческим коллегам – он бил в литавры и с самоуверенным видом принимал репортеров».                              Левитин. Стр. 387.

    Газета «Известия ВЦИК» о примирении Тихона с Красницким:
    «В беседе с нашим сотрудником Тихон просит опубликовать на страницах нашей газеты, что он считает долгом опровергнуть все нелепые слухи, которые исходят из уст злонамеренных людей о недействительности его факсимиле (собственноручная резолюция Тихона, наложенная им на обращении Красницкого к Тихону), а также надпись его Синода и Высшего Церковного Совета, – писали в том же номере “Известия”. – “Оба эти акта подписаны мною, и я не намерен от них отказаться”, – твердо заявил Тихон.

    Присутствовавший при беседе архиепископ Крутицкий Петр, со своей стороны, также подчеркнул, что документы эти были подписаны как патриархом, так и членами Синода.
    Перейдя далее к изложению хода перемирия с Красницким, Тихон сказал:

    “Я пошел навстречу искреннему желанию Красницкого поработать со мной в деле водворения церковного мира, принял его покаяние, несмотря на отрицательное отношение верующих масс к прошлой его деятельности и назначил его в Высший Церковный Совет, но там он является лишь министром без портфеля, поскольку сам Совет не может функционировать ввиду объективных условий, а именно – отсутствия помещения. Хотя и вопрос о создании органов церковного управления урегулирован и разрешен, – сказал Тихон, – но эти органы не могут приступить к работе по той простой причине, что еще не найдено соответствующее помещение не только для ведения работы, но даже для размещения членов Синода”.

    “Да, трудно теперь, – заявил архиепископ Петр Красницкому, – в прежнее время в распоряжении Синода находилось 50 миллионов, а теперь где их найдешь? ”».                              Известия. № 1151. Цит.по: Левитин. Стр.389.

Замечание Левитина:
    «Если бы патриарху тогда не отсоветовали принять Красницкого, раскола, может быть, и не было бы», – сказал в разговоре со мной Н. Ф. Колчицкий летом 1943 года.
    Действительно не было бы?
    Нет, был бы. Был бы, потому что настоящей причиной раскола была бы не борьба за власть, не те или иные личности, стоящие у кормила церкви, а этические принципы.
    Народ русский бесконечно мягок и долготерпелив, он может простить и прощает многое. Не простил он одного: грязных методов – предательства и вероломства».                                 Левитин. Стр.389-390.

23 апр./6 мая
    Постановление Вселенского  Патриарха Григория  VII об "отстранении" Патриарха Тихона от управления Русской Церковью, о признании обновленческого Синода и о направлении делегации в Москву для расследования.           Известия  1924, 1 июня

19 мая/1 июня

     Публикация в печати сообщения представителя Константинопольского Патриарха архим. Василия Димопуло о постановлении от 6 мая. Свидетельство архим. Василия о том, что "это постановление  является  результатом  неоднократных  советов Константинопольскому Патриарху со стороны восточных Патриархов и, в частности, сербского Патриарха".
   Из текста сообщения:
  «Вселенский патриарх отстранил бывшего патриарха Тихона от управления Российской Церковью Московский представитель вселенского патриарха архим. Василий Димопуло сообщил представителю РОСТа следующее:
    "Мною только что получено из Константинополя сообщение о том, что Константинопольский патриарший синод под председательством Вселенского патриарха Григория VII вынес постановление об отстранении от управления Российской Православной Церковью Патриарха Тихона, как виновного во всей церковной смуте. Постановление это вынесено на заседании синода при Вселенском патриархе 6 мая и принято единогласно. Одновременно Вселенский патриарх признал Российский синод (обновленческий - Л.Р.) официальным главою Российской Православной  Церкви"».
                                       Известия   1924, 1 июня
Июнь
    Ответное послание Патриарха Тихона Вселенскому Патриарху о внутрицерковных делах в России с возражениями против его позиции:
    «В инструкции членам миссии одним из главных пунктов является пожелание Вашего Святейшества, чтобы я, как Всероссийский Патриарх, ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал Собою, немедленно удалившись от управления Церковью, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и  чтобы  одновременно  упразднилось, хотя  бы  временно, Патриаршество,  как  родившееся  во  всецело  ненормальных обстоятельствах, в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения. Дается и определенная инструкция комиссии, на какие течения она должна опираться.
Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела Автокефальной Русской Церкви...»
                        1. Сб.док. 1
                        2. Церк. вед. (обн.) 1925, № 7-8


10/23 июня
Открытие обновленческого "Предсоборного Совещания" (перед Вселенским Собором, назначенным на 1925 год после Пасхи в Иерусалиме).
Число делегатов – 400, в т.ч. 83 епископа, из них – около 40 старого поставления.
Председатель – митр. Евдоким.
Участие представителей Константинопольского и Александрийского патриархатов.
Избрание Константинопольского Патриарха Григория VII почетным председателем Совещания.
Приветствия от Григория VII, от Грузинской, Сербской, американских церквей и др.

"Письменных и телеграфных приветствий к Предсоборному Совещанию, полученных из России и других стран, оказалось так много, что невозможно было все прочесть".

Из приветствия Совещания Советскому правительству:
"...Великое Российское Предсоборное совещание отмечает перед церковно-общественным русским и зарубежным миром, что всем этим оно обязано принципам советской государственности, предоставившей впервые за всю русскую историю действительную свободу совести..."
                         1. Известия  1924, 23 июня, № 166
                          2. "Церк. обновление"  1924, № 7-8
                          3. Тульские Еп. вед.  1924, № 2  
                         4. Левитин, т.2


Май-июнь
Всеобщее недовольство духовенства и верующих действиями Патриарха Тихона, принявшего Красницкого и живоцерковников в состав ВЦУ. Отказ петроградского епископа Венедикта принять общение с Красницким.                        Левитин, т.2

17/30 июня
     Первый Съезд (Собор) Союза Церковного Возрождения, возглавляемого епископом Антонином (Грановским).
Состав съезда: 2 епископа, 3 священника и 110 мирян
Из вступительного слова епископа Антонина:

Достаточно окинуть взоромс картину нашего заседания, чтобы увидеть разницу между ним и теми собраниями, которые два года подряд происходили под церковным флагом. В то время как все прежние собрания представляли собой духовенческие сговоры или стачки и состояли из одних рясоносцев, у нас духовенство теряется в массе мирян. На сто двадцать участников нашего съезда – духовенства только десять человек.
Наше собрание по составу своему есть подлинно церковный соборик. Ибо в нем представлено пропорциональное тело церковное: массы церковные – миряне, и руководители-пастыри – духовенство
В этом признак нравственного равновесия и залог твердости постановлений нашего съезда. Да благословит Христос Бог наши труды".

Из вступительного доклада еп.Антонина:

Вся наша вина в том, что мы воодушевляемся на примере Церкви Христовой первых трех веков и хотим мы двигаться вперед, хотим жить живой работой мозга и сердца, а нас за это христиане хватают за горло и душат. Все кары и проклятия, обрушивающиеся на нас, не повредят нам, ибо, как говорит премудрый Соломон, как воробей улетит, как ласточка вспорхнет и улетит, так несправедливое проклятие не сбудется. Нас будет хранить Божественная Сила...

Антонин Грановский о роли епископа в Церкви:
Епископ поставляет Дух Святой через коллегию. Это значит: каждый епископ получает совершенно одинаковый дар и право инициативы, и ни один не конденсирует в себе власти больше другого. Дух Святый количественно не дробится и юридически не дифференцируется. Он не дает одному епископу прав генерала, а другому – прав полковника. Он дает равзнообразие качества, талантливости, даровитости, вдохновения, а не чинов и окладов жалования. Поэтом разделение на епископов правящих и викариев, епископов рядовых и епископов митрополитов, епископов патриархов – деление, абсолютно чуждое Христову стилю и природе Духа Святаго...

    Что сказал Христос Иакову и Иоанну, когда они запросили себе белых клобуков, юридического закрепления чести за собой, права занять первые места рядом с Ним, справа и слева? Он назвал их домогательство необдуманным и недуховным. Мы уничтожаем не только патриаршие  куколи, но и белые, и пестрые, и меченые крестами клобуки. Мы утверждаем эссентуальную равнозначимость епископов, освобождая епископов-батраков от унижения перед епископами-сатрапами. И первенство одного из епископов, как того требует 34-е апостольское правило, не есть династическое закрепление административного преимущества, а лишь право организующего почин и распорядок. Что может делать один епископ, то может делать и другой, и сегодня он, положим, служит регентом в коллегии епсикопов, а завтра он уступает свою роль другому и становится в общий черед епископов, не унося никаких привилегий, не получая никакой пожизненной, династической ренты... Мы даем свободный выход природной одаренности, талантливости, призванию и харизме. Мы устраняем все  подлоги при помощи архиепископских и митрополичьих титулов...
К уравнению епископских полномочий Союз Возрождения приходит с учетом того огромного зла, которое махрово раскинулось на живоцерковнических и содацевских плантациях... Наплодилось невероятное и невиданное количество архиепископов, митрополитов, которым не хватает белого крепу на клобуках. Открылась чудовищная, безудержная, хищная, ненасытная поповская свистопляска, какой-то наградный садизм...

Из Резолюции Собора:
1.Союз "Церковное Возрождение" по стилю своему есть Православное объединение действенного обряда. Он стоит на догматической и нравственной основе вселенского православия, не колебля и не отвергая ни цареградского Символа веры, ни действующтих во всем православном мире нравственных канонов...
3.Союз не считает себя виновным перед Христом Богом за то, что ему хочется жить тем духом почина, вдохновения и свободы творчества, который составляет драгоценный дар Христа Своей Церкви и которым жила и цвела апостольская и святоотеческая Церковь, и надеется в своих судьбах на помощь Божию..
5.Союз клеймит и осуждает корысть и леность клерикалов, которые играют на народной темноте и невежестве, воспитывают доверчивые массы в идолопоклонстве букве и обряду, убивают дух, предприимчивую пытливость, бодрость, засушивают мозги, парализуют волю и прививают раболепство, робость и тупость. Вместо того чтобы будить мысль и шевелить нравственную чуткость, они убаюкивают механикой магии и волхвования...

Комментарий Анатолия Левитина:

   Самым искренним из всех многочисленных обновленческих Соборов и съездов был съезд Союза Церковного Возрождения...
Было бы трудно возразить что-либо против этого съезда, если бы он представлял собой одну из организаций, входящих в Православную Церковь в качестве автномной и независимой единицы (выд. мною – Л.Р.).
Церковь должна включать в себя множество различных сообществ, братств, союзов – как это делает на Западе католическая церковь и как это (в зародыше) было и у нас... В рамках Церкви почетное место должно принадлежать и союзам, подобным Союзу "Церковное Возрождение".
Союз "Церковное Возрождение", однако, смешон, как самодовлеющая величина, как замена автокефальной Церкви, Это, несомненно, понимал и сам Антонин, не случайно он назывл съезд не Собором, а собориком.
Но "соборик" не може заменить собор, как одна личность (даже такая грандиозная, как Антонин) не может заменить собой Церкви.
...Весь "соборик" превратился в монолог Антонина, все доклады принадлежат ему, все резолюции и документы Собора написаны им, даже гимн, которым начинались заседания
А.Левитин-Краснов, В.Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. Стр. 551-569

18 июня/1 июля
    Распоряжение Патриарха Тихона о прекращении работы Синода ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа.  
           Письмо митр. Сергия митр. Кириллу от 5/18 сент. 1929г.

     Поспеловский о  неудаче попытки примирения:
«Провокация была ответом чекистского надзирателя над Церковью Тучкова на повторные прошения Патриархии легализовать ее, зарегистрировав ее высшие правящие органы, существующий Синод и долженствовавший существовать Высший церковный совет. Тучков вдруг в 1924 г. пообещал зарегистрировать Совет при условии, что в него войдет обновленец протоиерей Красницкий.

Хотя от Красницкого покаяния все не поступало, было созвано специальное заседание патриаршего Синода под председательством патриарха и при участии Красницкого и самого Тучкова. Был приглашен и протоиерей Виноградов в качестве члена намечавшейся профессорской группы будущего ВЦС. В числе условий, на которых он готов представить письменное покаяние, Красницкий потребовал включения его в будущий ВЦС в качестве заместителя председателя (т.е. вторым лицом после патриарха), в то время как Синод соглашался его включить лишь рядовым членом. Кроме того, он требовал оставления за ним титула, данного ему "Собором" обновленцев 1923 г.: на что Синод ответил, что это невозможно, так как было бы равносильным признанию законности того самого "Собора", который принял постановление о низложении патриарха Тихона. Затем протоиерей Виноградов от имени профессорской группы потребовал от Красницкого письменного извинения за ложное интервью, которое он напечатал в советских газетах, и письменного же обещания впредь таких выступлений без ведома и согласия прочих членов Совета не делать. И от того, и от другого Красницкий резко отказался. В ответ Виноградов заявил об отказе своем и всей профессорской группы участвовать в заседании и, с разрешения патриарха, покинул зал.

На этом переговоры окончились. Тучков легализации не дал и Синода патриаршего не закрывал, но в злобе против Виноградова потребовал закрытия Московского епархиального совета, что патриарх вынужден был сделать. Тучков напечатал в прессе текст никогда не входившего  в силу "проекта"... не оговорив, что это только несостоявшийся проект, а не действительность, что опять не вызвало никакой  бури, а лишь массовые запросы, адресованные иерархам Церкви и Патриархии, лишенных возможности печатать опровержения  в советской прессе.
                             
Озлобленность Тучкова из-за провала его планов и. неожиданная смерть патриарха меньше чем через год после этих событий послужили поводом к слухам о его насильственной смерти, которую, кстати, отрицает о. Виноградов в прямом смысле, но признает  в косвенном: "Он постепенно сгорал в огне непрерывных... забот, волнений, мук и страданий за гонимую Церковь».                              Поспеловский. Стр. 76-77.     

Без даты
    Беседа Патриарха Тихона с возвращенным из ссылки митр. Кириллом. Несогласие митр. Кирилла с действиями Патриарха Тихона в отношении создания ВЦС и соглашения с Красницким.
Описание этой беседы в статье "Крестный путь преосв. Афанасия Сахарова" (Вестник РСХД  1973. № 107, стр. 186).

«Еще при жизни Святейшего Тихона, в 1924 году, вл. Кирилл возвращался из Зырянского края, и ему было предписано явиться в Москву к Тучкову, никуда не заезжая. Однако владыка Кирилл первым делом все же отправился к Патриарху, который только что подписал согласие принять в общение обновленца Красницкого. На вопрос –– зачем Святейший это делает, вл. Кирилл услышал ответ: "Я болею сердцем, что столько архипастырей в тюрьмах, а мне обещают освободить их, если я приму Красницкого". На это вл. Кирилл сказал: "Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы...". Святейший вычеркнул фамилию Красницкого из только что подписанной бумаги, а владыка Кирилл направился к Тучкову, где при разговоре на ту же тему – о Красницком – его упрекнули в том, что он не слушается Святейшего, который хочет принять Красницкого. "Не понимаю, – сказал вл. Кирилл, – год тому назад на этом самом месте вы меня обвиняли в чрезмерном повиновении Патриарху, а теперь требуете обратного"».

    Описание того же эпизода в машинописном документе (автор неизвестен):
    «Году в 23-ем управляющий по делам Церкви Тучков предложил Патриарху Тихону вернуть из ссылки всех архиереев с тем, чтобы учредить вновь Синод (может быть, в прежнем почти составе) при условии, что в него будет входить некий протоиерей, который был одним из инициаторов обновленчества. Патриарх Тихон на настойчивые требования ответа сказал, что ему нужно поговорить прежде с архиереями, входившими в состав прежнего Синода и находившимися в ссылках, и, если они возражать не будут, то и он не будет возражать.

Тогда срочно послали за архиереями. В частности, ехал в Москву и митрополит Кирилл, который был человеком несгибаемой воли, пользовавшийся всеобщим уважением. Он был   большим молитвенником и ближайшей опорой Патриарха до ссылки.

Митрополит Кирилл приехал в Москву и прямо поехал к Патриарху в Донской монастырь, хотя ему и было передано от властей, чтобы он ехал прямо к Тучкову. Патриарх Тихон с радостью его встретил и все рассказал. Тогда митр. Кирилл сказал, чтобы Патриарх не жалел архиереев, находящихся в ссылках, так как пришло время, когда они должны страдать, чтобы укрепить Церковь, и что не нужно, по его мнению, вводить в состав Синода человека, который подослан с целью их разъединить и является ставленником врагов Церкви. Патриарх обрадовался его словам и дал ему записку к Тучкову, в которой написал, что, по причине несогласия членов Синода, он тоже не согласен на предложение Тучкова.

     Митрополит Кирилл поехал к Тучкову, который сначала принял его, думая уговорить на дело, которое предложил Патриарху. Но митрополит передал ему записку. Тогда Тучков рассердился, что митр. Кирилл поехал сначала к Патриарху, и послал митрополита обратно в ссылку».
                            1. Вестник РСХД  1973, № 107,
                            2. Архив док.  Машинопись.
8 июля
   Записка М.И. Калинина Сталину, в которой он указывает  о необходимости выполнения инструкций и распоряжений о корректном отношении к верующим.
    Д.В. Сафонов:
   «В июле 1924 г. Тучковым была составлена "Сводка эксцессов на почве закрытия церквей и действий комсомольцев". В этой сводке приводились вопиющие примеры массового закрытия церквей, хулиганских проявлений по отношению к верующим со стороны комсомольцев. Все это вызвало массовые протесты верующих по всей стране, что часто приводило к столкновению с милицией и избиению "воинствующих безбожников". В 6отделении тогда же была составлена "Сводка о религиозном настроении верующей массы в губерниях, охваченных неурожаем". Здесь приводились многочисленные примеры большого подъема религиозного чувства среди народа, особенно в губерниях, где в это время была засуха».            Сафонов, стр. 228.

26 июня/9 июля
    Резолюция Патриарха Тихона о прекращении организации ВЦС, положенная на адрес Елисаветградского духовенства.
    «Благодарю за выраженные чувства верности. Прошу верить, что Я не пойду на соглашения и уступки, которые могли бы угрожать целости Православия. Если же переговоры с о. Красницким, особенно в газетной передаче о. Красницкого, вместо радости возбуждают тревогу и опасения, о чем свидетельствуют многочисленные заявления архипастырей, пастырей и мирян, то нахожу благовременным совершенно прекратить переговоры с о. Красницким о примирении и подписи на журнале от 8-го (21) мая 1924 года об учреждении при Мне ВЦУ считать недействительными».
   Письмо митр. Кирилла митр. Сергию от 2/15 мая 1929 г.

27 июня/10 июля
    Беседа Патриарха Тихона с представителем "Известий". Опровержение слухов о ложности актов примирения с Красницким и объяснение невозможности дальнейшего сотрудничества ввиду отсутствия помещения для работы Высш. Церк. Совета.     Известия  1924, № 155

23 июля
    Постановление обновленческого «Великого Всероссийского Предсоборного Совещания» об отмене института патриаршества:
«По заслушании доклада профессора А. ПОКРОВСКОГО о Соборности, митрополитанском строе и патриаршестве ВЕЛИКОЕ ВСЕРОССИЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ, верное духу Христова Евангелия, апостольского предания Церковных канонов, твердо и убежденно заявляет, что в основу строительства Церковного Управления и жизни должно быть положено в качестве незыблемого догматико-канонического фундамента СОБОРНОЕ начало, которое, будучи построено по принципу активного участия всех трех элементов Церкви /епископата, клира и мирян/, должно последовательно и стройно проникать все Церковно-Правительственные Органы, начиная с "МАЛОЙ ЦЕРКВИ", в пределах одного уездного викариата, и кончая Поместным Собором целой Русской Православной Церкви, а если то Бог благословит, то и Вселенским Собором Православного мира.

Исходя из этого, Предсоборное Совещание считает необходимым восстановить древне-канонический митрополитанский строй с его регулярными ежегодными Соборами, требуемыми по канонам (Ап. 37.1.5.11.2. VI. 19.8. VII, 6 и др,) В условиях нашей современности это будет объединение всех викарно-уездных епископий в главном городе одной губернии под председательством правящего епископа главного города, или митрополита по самому его положению, как резидирующего в митрополе провинции. И все что по церковным канонам и практике относится к митрополиту и митрополичьему органу, целиком должно быть приложено к правящему епископу каждого губернского города, объединяющему все его уездные викариатства, которые должны быть относительно самостоятельны и свободны, каждый в пределах своего уезда, как того требуют каноны (Ап. 34.1.4.6.7.11; 23.III.8.81,№36,№39 и др.)

Отсюда всякие искусственные объединения нескольких целых епархий в большие округа, должны быть отвергнуты как ненужные и вредные средостения, порождающие "распри и высости" (так в тексте Л.Р.) и напоминающие пресловутые "генерал-губернаторства".

Но национально-политические и этнографические объединения, выдвинутые самою жизнью и пользующиеся известной гражданской автономней должны получить свое законное удовлетворение, в форме местных автономий и малых автокефалий, по образцу древних церквей Охриды, Кипра, Сербии, Черногории, или современных Болгарии, Греции, Украины, Грузии, Белоруссии и т.п. Это будут малые автокефалии, и не порывающие своей органической связи с центром и соподчиняющиеся ему в моменте общего Собора.

Институт Патриаршества, восходящий своими историческими корнями к идеалам языческого Рима (pontifex maximus) явился отражением государственного строя. Он был в Византии так и у нас в России (омирщение, бюрократизация). Этот нарост на теле Церкви, не дав ничего положительного Русской Церкви был источником огромных Церковных бедствий: нестроение, разделение Церквей, русский раскол старообрядчества, Украинская липовщина, наша современная Церковная разруха. Поэтому независимо даже от волнующей всех нас личности его современного носителя, самый институт Патриаршества должен быть окончательно изжит у нас и бесповоротно и навсегда похоронен в могиле исторического забвения, откуда он случайно и ошибочно был недавно извлечен в тяжелую минуту нашей растерянности и упадка духа отчего мы теперь и можем считать себя окончательно освободившимися.

Председатель Священного Синода /Подпись/
Секретарь Член Св. Синода /Подпись/»
Документ написан на бланке со штампом: СВЯЩЕННЫЙ СИНОД РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 23 июля 1924 г. № 2294 гор. Москва, Самотека, Троицкое подворье. Подлинник.           РПЦ и ком. гос-во. Стр.196-198




-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------