Соловецкий лагерь. Январь, 1923 год.
Слева направо - сидят: священник Алексий Шишкин, архиепископ Митрофан (Гринев), архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Евгений (Зернов), архиепископ Захарий (Лобов), протоиерей Павел Чехранов; стоят — протоиерей Симеон Краснов, протоиерей Илия Пироженко, священник Алексий Трифильев. священник Владимир Вологурин, протоиерей Петр Фалевич
Комсомольская Пасха
Сброшенные колокола.
http://www.rus-sky.com/nasledie/Moscow/St_Tikh/St_Tikh2.htm
Генерал Владислав Сикорский, премьер Польши в 1922-23гг.
1923. Январь-март
Начало года
  Широкое развертывание антирелигиозной пропаганды.  
  Антирелигиозные брошюры (27 названий за январь – март 1923г.),
кощунственные процессы, нарушение богослужений, клеветнические статьи в печати, инсценировки богохульных судебных процессов.

  Из брошюры Степанова (цит. по Валентинову):
   «Методы, формы, тактика антирелигиозной работы определяются всей совокупностью боевой обтановки. А она изменяется таким образом, что в свое время и слепым становится ясно, до какой степени необходима решительная борьба "против попа", называется ли он пастором, раввином, патриархом, муллой и папой; и столь же неизбежно на известной ступени эта борьба должна развернуться в борьбу "против Бога", называется ли он Иеговой, Иисусом, Буддой или Аллахом... Пусть на западе не пришло время для таких форм антирелигиозной агитации и пропаганды, как у нас. Оно не за горами. К нему надо готовиться».
       1.Левитин, т.2
        2.Валентинов, стр. 239


17/30 янв.

Телеграмма агентства Ост-Экспресс об инсценировке суда над Богом:
«Москва. (О.Э.) В клубе Московского гарнизона в присутствии Троцкого и Луначарского состоялось собрание, на котором было инсценировано заседание политического трибунала для вынесения приговора над Богом. На заседании присутствовало до 5.000 красноармейцев. Подобные заседания устраиваются агитотделом коммунистической пропаганды».                      Валентинов. Стр.248-249

8 февраля
  Убийство главы Польской Православной Церкви митр. Георгия.
А.К.Свитич:
  «Произошла жуткая трагедия, редкая в жизни Православной Церкви.
  Нервнобольной архимандрит Смарагд (Латышенков) являлся несколько раз к митр. Георгию с бурными объяснениями в неканоничности и изменах, и наконец, потерял душевное равновесие окончательно. Он приобрел револьвер и, как уже потом выяснилось, тайно учился в лесу стрелять из него.
  Явившись в 5 часов вечера 8 февраля 1923 года на прием к митрополиту, он в течение более двух часов вел с ним беседу, но, когда митр. Георгий выразил сомнение в загробной жизни и уговаривал архимандрита "перейти  в его лагерь", то архимандрит Смарагд выхватил револьвер и несколькими выстрелами убил митрополита со словами: "вот тебе, палач Православия!"
  Затем он поведал об этом прибежавшему на выстрелы секретарю канцелярии Синода Ю. Саковичу и просил вызвать полицию, кторой и был на месте арестован. Рассказывают, что при первом допросе он, якобы заявил, что имел намерение также убить и архиепископа Дионисия, находившегося в то время в нижних комнатах митрополичьего дома, о чем очень сожалеет.
  Определением Церковной власти архим. Смарагд был лишен его духовного звания и уже как светское лицо (Павел Антонович Латышенков) был предан суду Чрезвычайного трибунала. Ему инкриминировалось убийство митрополита, как "высокого государственного чиновника" и ему грозил расстрел. Однако, благодаря прекрасно поставленной защите, дело перешло на рассмотрение Варшавского окружного суда, который приговорил обвиняемого к 12-летнему тюремному заключению, которое он и отбыл в Варшавской Мокотовской тюрьме».   
        А.К. Свитич. Стр. 125-126.

Конец февр.
Инструкция ЦК всем губкомам “О проведении Комсомольской пасхи”:           
                                                      ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.
  Опыт проведения “Комсомольского Рождества» в целом – удачный и успешный, вызвал необходимость придать нашей очередной антирелигиозной кампании к пасхе менее  поверхностный и более углубленный пропагандистский характер. Это усугубляется тем, что вокруг пасхи накопилось значительно больше традиций и обычаев очень сложного происхождения, требующих для борьбы с ними больших знаний от комсомольцев.
  В силу этого ЦК ставит перед всеми местными организациями  задачу в "комсомольскую пасху" – снабдить в живой привлекательной форме, знаниями в области антирелигиозной пропаганды союзных активистов и массу членов союза, этим путем выправить недочет, который  ввиду спешности проведения рождества имел место, использовав этот опыт всех удавшихся нам мероприятий к оживлению антирелигиозной пропаганды.
  Поэтому ЦК категорически запрещает устройство каких бы то ни было уличных демонстраций и карнавалов и предлагает сосредоточить кампанию исключительно в стенах клубов и предприятий. Самые  дни пасхи должны быть ознаменованы широкими, массовыми клубными вечерами, в которые должна вовлекаться беспартийная рабочая молодежь.  Клубных вечеров должно быть два-три с тем, чтобы каждый праздничный день комсомолец и молодой рабочий мог проводить в своем клубе.
                                 ПОДГОТОВКА "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПАСХИ"
     Начало развертывания кампании должно быть приурочено к середине марта, к вечеру Коперника в клубе. При проведении вечера должны быть подчеркнуты, с одной стороны, борьба духовенства против деятелей науки, с другой стороны, противоречие между научными основами мироздания и  библейскими рассказами (об Иисусе Навине и т.д.).
    Основная работа по антирелигиозной пропаганде должна быть сосредоточена в пропколлктивах. ЦК предлагает пропколлективам для проработки следующие темы:
                                     I.СОВМЕСТНА ЛИ РЕЛИГИЯ С НАУКОЙ.
   Тема эта  должна осветить те преследования, которые выпали на долю представителей научной мысли (Галилей, Бруно, Дарвин) со стороны духовенства, нелепость тех представлений о мире, которые проводятся в Библии и Евангелии. Тема  эта должна выявить противоречия между слепой религиозной верой и критической, научной мыслью на основе изучения действительности.
                                    II.РЕЛИГИЯ – ТЕМНАЯ СИЛА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
   На ярких примерах из истории (религиозные войны, преследования науки,
инквизиции, религиозное изуверство, гонения на сектантов, борьба духовенства с революционным движением) должна быть выявлена реакционная роль церкви в истории  человечества.
                             III.КАК  РОДЯТСЯ, УМИРАЮТ И ВОСКРЕСАЮТ БОГИ.
  (Происхождение и нынешний характер пасхи).
  Пропколлектив руководит проведением кампании. Он также разрабатывает способы проведения "Комсомольской Пасхи". В случае отсутствия коллектива при районе должна быть выделена особая группа для проведения "Комсомольской Пасхи".
  …Создание специальных антирелигиозных кружков там, где правильно работают политшколы и кружки, вообще, нецелесообразно из-за возможных уклонов в чисто богословские вопросы.
  …Накануне самой пасхи по ячейкам проводится широкая кампания, разъясняющая сущность нашего отношения к пасхе.
  1) "Первый и второй шаг" ("комсомольское рождество и пасха")… Центр тяжести должен быть в  беседе, где должен быть обмен мнениями о рождестве, впечатлениях и разговорах о нем и т.д.
  2) "Церковь и рабочий класс".
  Эта тема должна затронуть поместный церковный собор и суд над патриархом Тихоном.
  ЦК рекомендует провести по всем ячейкам "петрушку", посвященную "Комсомольской пасхе", вводя в текст ее  целый ряд вещей из местного быта и уклада данного завода. К слушанию "петрушки" очень важно привлечение взрослых.
                                                         КЛУБНЫЕ ВЕЧЕРА
  Непосредственно в пасхальные дни должны быть проведены клубные вечера, которым должна быть дана широкая огласка путем афиш, плакатов и т.д. Вечер примерно должен состояться из следующих частей:
  а) доклада (с диапозитивами) "Пасха Христова и Первомайский праздник труда", ставя доклад не в  обычном порядке, а оживляя его ход целым рядом моментов (программа вечеров будет выслана особо).             
  б) инсценировка, затрагивающая эту тему.
  в) клубная часть, которая могла бы захватить широкие массы членов клуба, дать выход  для активности (буффонады, частушки и т.п.).
   Клубный вечер должен подчеркнуть  противоположность между религиозным праздником (тупость, смирение, чаяние царства божьего на небе, его враждебность по отношению к классовой борьбе) и праздником пролетарским  (борьба за социализм, революционный героизм, романтика пролетарской борьбы), в частности, 1 Мая.
  В дальнейшие дни пасхи рекомендуется поставить в клубе инсценировку, в которой использовать романтику празднования 1 мая (в подполье, под угрозой полиции и т.п.) с вступительным словом или ж воспоминания видного партийца рабочего на тему: "Как я стал безбожником".
  Закрепление результатов "Комсомольской Пасхи" нужно перенести главным образом в политшколу и естественно-научные кружки, где антирелигиозная пропаганда проводится параллельно с усвоением научных знаний.
  Все доклады желательно сопровождать диапозитивами.
  Пропагандистские материалы ко всем докладам, подробные методические указания к проведению клубного вечера, диапозитивы, будут к 7-10 марта высланы на места.
  Особые указания будут даны ЦК о проведении комсомольской пасхи среди еврейской рабочей молодежи и мусульманской (Байрам).
  ЦК предлагает всем организациям немедленно начать подготовку к широкому развертыванию антирелигиозной пропаганды во время комсомольской пасхи. Как и при "Комсомольском рождестве" все кампании должны проходить в тесном согласовании с парт. и профорганизациями. Вечера "комсомольской пасхи" должны устраиваться в общерабочих клубах, в казармах, где к  тому имеется благоприятная обстановка (см. директиву ПУРа) и т.д.
  Итоги "Комсомольской Пасхи" должны тщательно фиксироваться, имея в виду совершенно исключительное значение, которое имеют антирелигиозные празднества, и для партии.
СЕКРЕТАРЬ ЦК: СМОРОДИН.
ЗАВ. ПОЛИТПРОСВЕТОМ ЦК: ДАЛИН»                            РПЦ и ком. гос. Стр.179-182.

14/27 февр.
  Публикация в "Известиях" резолюции митинга в Баку "с требованием суда над Магометом". Известия 1923, 27 февр.
  А. Левитин об успехах антирелигиозной пропаганды:
  «Каждый год был рывком в неведомое, каждый год рушил то, что создавалось тысячелетиями.   Антирелигиозная пропаганда 1922-1923 гг. порой дышит подлинным революционным пафосом;  когда комсомольцы того времени с энтузиазмом выкрикивают убогие и плоские  антирелигиозные лозунги, пламенное воодушевление расцвечивает серую канву, и то, что выглядит комичным, мелким, отвратительным в писаниях нынешних чиновников от антирелигиозной пропаганды, потрясало своей искренностью и силой в устах тогдашних  полуголодных и полуодетых безбожников…
  Нельзя недооценивать огромных успехов антирелигиозной пропаганды тех лет. В эти годы  церковь потеряла очень многих людей. Все слабые, неустойчивые, которые по традиции примыкали к церкви, теперь ее покинули. Все, кто раньше из приличия признавали себя е сынами, теперь отшатнулись от нее.
  Это огненное испытание было необходимо для церкви: только благодаря ему кончился  тяготевший веками кошмар, когда в сером тумане официальной церковности невозможно было  отличить подлинных православных от тех, кто лишь по паспорту считался таким.
  Внешние успехи безбожия производили ошеломляющее впечатление: пустующий церкви;  молодежь, для которой кощунство превратилось в привычку; улюлюканье и свист, которые  раздавались на улицах вдогонку жалким, робким священникам, – таковы типичные явления тех  лет».            Левитин. Стр.207.

Конец февраля - март
  Доклады с мест об антирелигиозной работе.
  «В ЦК РКП(б)
  Секретно. Отдел бюро секретариата.
  В Комиссию антирелигиозной пропаганды  Н.Н. Попову.
  Согласно телефонным переговорам с тов. Красиковым посылаем выписки из закрытых писем Секретарей Череповецкого и Гомельского Губкомов с заключением.
  Пом. Секретаря Цека: подпись»

  Выписка из закрытого письма секретаря Череповецкого Губкома тов. Емельянова за февраль-март месяцы:
  «II.ЦЕРКОВЬ И ДУХОВЕНСТВО
  К серии отрицательных условий в работе организации, до сиз пор слабо учтенных, относится весьма крупная роль, которую в жизни деревни играет церковь, т.е. духовенство.
  В губернии насчитывается 317 церквей (из них 17 монастырей) – (функционирующих изб-читален после партмесячника 50), попов и монахов – 1559.
  Это обстоятельство, вместе с наблюдающимся в некоторых районах усилением ортодоксальных религиозных настроений, принудило подчеркнуть на Пленуме Губкома необходимость значительно боле интенсивной, чем это было до сих пор, борьбы с церковью, причем борьбы н только методами антирелигиозной пропаганды, но и мероприятиями по линии ГПУ и прокуратуры, борьбы с непосредственной целью – добиться значительного сокращения сети церквей.
  Уже в ближайшие месяцы удастся добиться ликвидации некоторого числа монастырей, поскольку связь их с местным населением не настолько глубока, чтобы можно было ожидать какого-либо нежелательного реагирования с его стороны на факты их закрытия.
  Но решение задачи сокращения сети церквей представляется, конечно, значительно боле  трудной. Поскольку сектантское движение в губернии невелико (8 евангелических общин объединяют до 350 человек), поскольку "живая церковь" имеет в среде духовенства  губернии очень малое число последователей, с нашими органами в направлении внесения раскола, сделано весьма немного; поскольку нужно будет ближайшие месяцы (примерно, два) рассматривать, как подготовительные к этой работе.
  Работа эта, полагаю, может ориентироваться на достижение сокращения числа функционирующих церквей, примерно, на половину в текущем году».
       
  Выписка из закрытого письма секретаря Гомельского Губкома тов. ХАТАЕВИЧ за февраль месяц 1923 года:
  «Наша антирелигиозная пропаганда принимает все более широкие размеры. Почва для нее делается все более благоприятной. В  связи с приближением еврейской и христианской пасхи подготовляются специальные кампании, которые, очевидно, пройдут с успехом.
  На ряде волостных конференций ставился на специальное обсуждение вопрос об отношении советской власти и коммунистической партии к религии. Кое-где (2 случая) голосовался вопрос о существовании бога и он разрешался отрицательно. В большинстве случаев крестьяне осторожно отводили этот вопрос и ограничивались принятием "К сведению".
  Не осталось в губернии почти предприятий, где еще оставались бы иконы. Выносились они везде по инициативе самих рабочих. В Гомеле проведена кампания за отчуждение части церквей и синагог под детские дома и школы. Вопрос ставился на обсуждение во всех предприятиях и разрешался везде положительно, и лишь после этого было принято в этом духе постановление Горсовета. На общегородской рабоче-крестьянской  конференции, где присутствовало боле 600 делегатов, резолюция была принята всеми, при 2-х против и 20 воздержавшихся.
  Сильно растет, однако, в губернии сектантство. Месяца два тому назад появились даже сектантские кружки на некоторых предприятиях и пытались повести работу среди женщин и молодежи, но благодаря энергичной контр - пропаганде наших ячеек, они здесь быстро прекратили свою деятельность, но в деревне и в  местечках продолжают ее все более развивать».

  Заключение по письму секретаря Гомельского Губкома т. ХАТАЕВИЧА:
  «В указанном письме тов. Хатаевич сообщает, что “на ряд волостных конференций ставился вопрос об отношении сов. власти и компартии к  религии”, и тут же несколько подчеркивая, сообщает: “Кой-где голосовалось, существует бог или нет. В большинстве крестьяне отводили вопрос "к сведению"”.
  Конечно, постановка вопроса об нашем отношении к религии – вещь полезная и необходимая для совещания (видимо, "освещения" – Л.Р.) нашего взгляда среди широких крестьянских масс
  Но ставить вопрос и голосовать существует ли бог или нет – это нетактично. Да и что за нелепость решать простым подниманием рук вопрос, который веками систематически вколачивали всевозможными путями и  походами. И решить его можно длительным систематическим воспитанием и просвещением масс, но не простым подыманием рук. Да и что толку, что сегодня поднял руку, что нет бога, а завтра подохнет курица, он увидит в этом гнев божий и пойдет служить покаятельные молебны к попу, а инициаторов голосования будет ненавидеть и проклинать всей своей фанатичной душой дикаря.
  Крестьяне были более политичны в этом вопросе – "осторожно отводили", чем наши политики голосовавшие его.
  Наряду с этим вопросом беспричинного дразнения мужика т. Хатаевич подымает вопрос о тяжести налогов для мелких торговцев и кустарей, которые вследствие этого эмигрируют сионистские организации (так в тексте - Л.Р.) в Палестину и Америку. Эта забота о мелкой городской буржуазии, в большинстве еврейской, наряду с таким походом по религиозным вопросам к мужику без сомнения вызовет антисоветское настроение и вражду, и так обостренную на окраинах. Я полагаю, что ЦК необходимо сделать т. Хатаевичу по данным вопросам подлежащее указание.   22.II. 23 г.»   (По-видимому, заключение дает пом. Секретаря ЦК, фамилия не указана Л.Р.).  РПЦ и ком. гос. Стр.168 -170.

13 марта
  Телеграмма в адрес польского митр. Дионисия от Всел. Патриарха Мелетия IV:
  «В глубине сердца потрясенные горестным известием о трагической кончине митрополита Георгия, Мы с удовольствием узнали ныне из официального сообщения епископов о том, что Вы, Ваше Преосвященство, избраны преемником покойного.
  На основании постановления здешнего Синода, Мы, вместе с Нашим благословением, препровождаем Вам все отличия, своевременно присвоенные Нашим братом во Христе Патриархом Тихоном Вашему предместнику, как митрополиту Варшавскому и всея Польши».                                   А.К. Свитич. Стр.126

7/20 марта
   Речь в английском парламенте министра иностранных дел, отметившего, что намечающийся процесс арх. Цепляка имеет целью "своеобразное зондирование почвы, подготовку процесса Патриарха Тихона".           Валентинов, стр. 239

8/21 марта
  Начало процесса католического духовенства во главе с арх. Яном Цепляком.                                  Левитин, т.2

13/26 марта
  Окончание процесса в Москве по делу главы Католической Церкви в России архиепископа Цепляка и 13 католических священников по делу о церковных ценностях и контрреволюционной пропаганде.
Приговор: арх. Цепляка и прелата Буткевича – к расстрелу; остальным – разные сроки заключения.
Постановление Президиума ВЦИК о приостановке исполнения приговора до особого распоряжения.
Зарубежная печать рассматривает дело арх. Цепляка как репитицию процесса Патриарха Тихона.        Левитин, т.2

Март - апрель
  Волна международных протестов против приговора арх. Цепляку и прелату Буткевичу и против гонений на религию в СССР. Некоторые телеграммы а адрес советского правительства:

Швейцария (телегр. агентства):
  «В Швейцарии вся печать, как католическая, так и протестантская, негодующе протестует против нового преступления советов. Большая часть газет выражает надежду, что советское правительство в последний момент не решится совершить злодеяние, которое подтвердило бы, что оно остается при своей политике зверств, выключающей советскую Россию из числа цивилизованных держав» (29 марта).

Лондон:
  «Архиепископ Вестминстерский кардинал Бэрн выразил готовность поддерживать все попытки воздействовать на советское правительство, чтобы вынудить его отменить смертный приговор. По мнению архиепископа, смертный приговор людям, которые не совершили никакого преступления, но лишь исполняли свой долг священников, охраняя святыни, не может быть даже рассматриваем как приговор суда, а является лишь насилием, вызывающим глубокое возмущение в каждом цивилизованном народе» (29 марта).

Рим:
  "Корьере-де-Италия" сообщает, что Папа еще в начале процесса архиеп. Цепляка обращался в Москву через местного главу американской миссии и получил заверение, что "смертный приговор, если и будет вынесен, то все-таки будет отменен" (28 марта).

Английская рабочая партия:
  «Убедительно просим помиловать архиепископа  и  других  священников.  Местные  социалисты присоединяются к этому воззванию. Я телеграфирую это с целью показать, что Великая Россия даст человечеству прекрасный пример терпимости и снисхождения. Все наши друзья присоединяются к этому обращению. Лансбюри. Палата общин».

0'Коннор, член англ. Парламента, послал ходатайство о помиловании осужденных от имени двух миллионов ирландцев, по преимуществу принадлежащих к рабочему классу, проживающих на территории Великобритании.

Германия:
  «Германский посол граф Броксдорф-Рантцау посетил Чичерина по делу архиеп. Цепляка. Чичерин заверил посла, что приговор не будет приведен в исполнение и что это явится предметом переговоров между советским правительством и польским».

Франция:
  Депутат Эррио направил телеграмму:
"От имени французской демократии очень прошу не лишать жизни приговоренных к смерти польских священников".

Польша:
  Премьер-министр Сикорский 27 марта выступил в Сейме о очень резким заявлением:
«Этот процесс волнует весь цивилизованный мир... Приговор лишен каких-нибудь признаков справедливости... В данном случае налицо чисто политические мотивы, второстепенные, побочные, продиктованные той, известной всему миру, тактикой, какую советское правительство применяет обыкновенно. Именно правительство, а не его безвольное орудие, революционный трибунал, несет полную ответственность за приведение в исполнение этого варварского приговора... Я заявляю во всеуслышание, что этот вопрос, привлекающий к себе внимание всех западных держав, и прежде всего Апостольской столицы, не может быть предметом каких-либо политических торгов».

Польша, "Курьер Варшавский":
  «Нет. Это не только борьба с Католической Церковью. Дело идет дальше. Мы имеем перед собой гонение на религию вообще, выступление против учения Христа, против основ нравственных, на которых построен современный мир».

Англия, выступление лорда Сиденгайма:
  «Большевики успели награбить ценностей у Православной Церкви на сумму в 30.000.000 рублей золотом. За все же время большевики убили почти два миллиона народу, все русских, в большинстве случаев крестьян и рабочих. Всего же потеря в человеческих жизнях, причиненная применением доктрин Карла Маркса к России, выражается в цифре двадцать миллионов, считая тех, кто умер от голода и болезней. Это самое ужаснейшее преступление, которое знает история. По сравнению с Лениным и Троцким Аттилу нужно считать человеколюбцем. Это является частью грандиозного выступления против христианства во всем мире. Оно велось также и другими способами, как здесь, так и в Америке, и, нужно сказать, не без успеха».                                     Валентинов, стр. 178-197

17/30 марта
  Помилование арх. Цепляка Президиумом ВЦИК и подтверждение приговора о. Буткевичу (Арх. Цепляк через полгода выпущен в Польшу).              Валентинов, стр. 186-187

17/30 марта
  Нота английского правительства, переданная через торгового агента Р.М. Ходжсона на имя Георгия Чичерина, наркома по иностранным делам:
  «По поручению государственного Его Величества Секретаря по иностранным делам, имею честь обратиться к Вам по поводу смертного приговора, подтвержденного ныне Президиумом Центрального Комитета монсиньору Буткевичу, с серьезным и окончательным призывом приостановить исполнение приговора. Я должен указать, что исполнение этого приговора не может не вызвать во всем цивилизованном мире чувств ужаса и негодования, что едва ли может быть желательно для Российского Правительства, хотя бы с точки зрения его материальных интересов, помимо прочих соображений».
                                          1. Левитин, т.2
                                          2.Валентинов, стр.187






------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------